Анализ условий труда маневрового диспетчера на станции Стальная. Оценка условий труда и компоновка рабочего места диспетчера, страница 2

Существенное влияние на степень напряженного состояния маневрового диспетчера оказывает ответственность за конечный и промежуточные результаты принятых им решений, так как от них зависит безопасность людей и эффективность работы станции в целом.

Длительная работа в условиях постоянного нервно – эмоционального напряжения может привести к сердечно – сосудистым заболеваниям, нарушениям сна, потере аппетита, переутомлению и перенапряжению. Поэтому производственный процесс должен быть организован таким образом, чтобы возникновение перенапряжения и стрессовых ситуаций было исключено.

5.2. Компоновка рабочего места маневрового диспетчера

Понятие «рабочее место» является одним из центральных понятий в ряде прикладных направлений исследований и практической деятельности – проектировании, организации и эксплуатации производства, системе экономических и социальных наук, а также наук о трудовой деятельности человека. Рабочее место представляет собой первичное звено производства, где осуществляется взаимодействие трех основных элементов труда – предмета труда, средств труда и человека. Рабочее место определяют и как систему функционально и пространственно организованных средств труда, обеспечивающую работающему условия для успешного и безопасного протекания трудовой деятельности.

Соответствие параметров рабочего места антропометрическим данным человека обеспечивает удобство его рабочей позы, рациональность и эффективность рабочих движений, что способствует снижению величин статических и динамических нагрузок при работе, снижению вероятности возникновения заболеваний (остеохондроз, радикулит и т.п.) и в связи с этим сохранению высокой и устойчивой работоспособности и производительности труда.

Рабочее место маневрового диспетчера состоит из двух основных элементов: пульта управления и табло. Свои функции маневровый диспетчер выполняет в положении сидя, значит стул тоже можно отнести к основному элементу его рабочего места. Так как деятельность маневрового диспетчера относится к напряженной, то перечисленные элементы его рабочего места (пульт управления, табло, стул) должны соответствовать определенным эргономическим требованиям.

Прежде всего, при компоновке рабочего места маневрового диспетчера необходимо учитывать такие факторы, как психофизиологические и антропометрические характеристики человека, определяющие его функциональные возможности.

Расположение диспетчерского табло должно обеспечивать наиболее эффективное считывание информации и восприятие сигналов. Для выявления наиболее оптимальных параметров этих элементов «Лабораторией функциональных состояний ВНИИТЭ» был проведен эксперимент. Для этого были созданы два макета диспетчерского табло и проведены испытания с 10 опытными диспетчерами. В результате этого эксперимента было выявлено, что расстояние прибора – индикатора (табло) от пола должно быть 1100 мм. Выполнение этого требования обеспечивает соблюдение главного условия – расположение наиболее важных индикаторных устройств на уровне глаз оператора, а плоскости рассматриваемой поверхности – перпендикулярно линии взора (рисунок 5.1).

Существенное влияние на работу диспетчера оказывает правильный выбор типа и размещения пульта управления. При компоновке пульта управления необходимо знать, что в горизонтальной плоскости зона обзора без поворота головы составляет 120º, с поворотом - 225º; оптимальный угол обзора по горизонтали без поворота головы 30 - 40º, с поворотом 130º. Допустимый угол обзора по горизонтали оси зрения составляет 130º, оптимальный - 30º вверх и 40º вниз.

Приборные панели следует располагать так, чтобы необходимые органы управления находились в пределах досягаемости. Наиболее важные органы управления следует располагать спереди и справа от оператора. Максимальные размеры зоны досягаемости правой рукой – 70 … 110 см. глубина рабочей панели не должна превышать 80 см. высота пульта, предназначенного для работы сидя, должна быть 75 … 85 см. панель пульта может быть наклонена к горизонтальной плоскости на 10 … 20º.