Механика жидкости и газа, гидропневмопривод: Учебно-методический комплекс (Содержание курса. Планы практических занятий и лабораторных работ. Вопросы к зачету), страница 8

4. Пути уменьшения потерь напора в местных сопротивлениях.

Практическое занятие 7. Истечение жидкости из отверстий и насадок

Цели занятия: изучить основные закономерности истечения жидкости из отверстий и насадок. Проанализировать влияние основных факторов на скорость и расход жидкости при истечении; установить различие между истечением жидкости из отверстий и насадок. Получить практику расчета скорости и расхода жидкости при истечении из отверстий и насадок.

Задание на самостоятельную подготовку к занятию:

1. По учебному пособию [1] (с. 108–116) изучить сущность и математическое описание процессов истечения жидкости из отверстий и насадок.

2. Быть готовыми ответить на следующие контрольные вопросы:

·  Что собой представляет явление «истечение» жидкости? Его физическая сущность и внешнее проявление.

·  В чем состоит различие «малых» и «больших» отверстий?

·  Применение уравнения Бернулли для определения параметров потока жидкости при истечении из напорного резервуара.

Порядок проведения занятия

Занятие включает в себя проверку подготовленности студентов и отработку двух учебных вопросов:

1. Истечение жидкости из отверстий.

2. Истечение жидкости из насадок.

При отработке первого учебного вопроса заслушиваются доклады студентов по темам:

1. Физическая сущность процесса истечения жидкости из отверстия в тонкой стенке. Явление сжатия струи.

2. Вывод формулы скорости истечения жидкости из отверстия в тонкой стенке. Сущность коэффициента скорости.

3. Вывод формулы расхода жидкости при истечении из отверстия в тонкой стенке. Сущность коэффициента расхода.

В обсуждении докладов принимают участие все студенты путем изложения необходимых уточнений и дополнений.

Для закрепления знаний по изучаемым вопросам решить задачи.

Задача 1. Определить скорость и расход при истечении воды из малого отверстия в тонкой стенке при напоре 0,5 м. Геометрический диаметр отверстия 25 мм.

Задача 2. Определить скорость и расход при истечении воды из малого отверстия в тонкой стенке при напоре на входе в отверстие 0,5 м и разрежении за отверстием 1 кПа. Геометрический диаметр отверстия 25 мм.

При отработке второго учебного вопроса заслушать доклады на темы:

1. Отличие явления истечения жидкости из цилиндрического насадка от истечения из отверстия в тонкой стенке.

2. Формулы для определения скорости и расхода жидкости при истечении из насадок.

Для закрепления знаний по отрабатываемым вопросам решить задачи.

Задача 3. Определить скорость и расход воды при истечении из цилиндрического насадка при геометрическом напоре 0,5 м и внутреннем диаметре насадка 25 мм.

Задача 4. Определить скорость и расход воды при истечении из сужающегося насадка с диаметром на выходе 25 мм. Напор на входе в насадок равен 0,5 м, угол сужения насадка – 12 град.

Задача 5. Определить скорость истечения топлива из отверстий сопла дизельной форсунки при следующих исходных данных.

Давление на входе в сопловое отверстие Рф = 50 МПа.

Давление во внутрицилиндровой полости Рц = 3,5 МПа.

Коэффициент гидравлических потерь x = 0,06.

Результаты решения задач проанализировать и сделать выводы об основных факторах, определяющих параметры истечения из отверстий и насадок.

Вопросы для самопроверки

1. Написать формулы для определения скорости и расхода при истечении жидкости из отверстий и насадок.

2. Что собой представляет коэффициент скорости?

3. Сущность коэффициента расхода в формуле расхода жидкости при истечении из отверстий и насадок.

4. Каковы причины явления сжатия струи при истечении жидкости из отверстия в тонкой стенке?

5. В чем заключаются причины повышенного значения коэффициента расхода при истечении жидкости из цилиндрического насадка?

лабораторные работы

Лабораторная работа 1. Определение режимов движения жидкости

Цели работы: установить закономерности формирования различных режимов движения жидкости. Усвоить методику экспериментального определения этих режимов, получить практику расчета числа Рейнольдса.