Механика жидкости и газа, гидропневмопривод: Учебно-методический комплекс (Содержание курса. Планы практических занятий и лабораторных работ. Вопросы к зачету), страница 3

·  В чем состоит физическая сущность различных агрегатных состояний веществ?

·  Отличие свойств жидкостей от твердых и газообразных веществ.

·  Плотность жидкостей и удельная сила тяжести.

Порядок проведения занятия

Занятие включает в себя проверку подготовленности студентов и отработку двух учебных вопросов:

1. Основные физические свойства жидкостей.

2. Решение задач.

По первому учебному вопросу заслушиваются доклады студентов с записью необходимой информации на доске.

Темы докладов

1. Плотность жидкости: формулы для ее определения, размерность.

2. Сжимаемость жидкости: физическая сущность и методика определения изменения объема при различных температурах и давлении.

3. Вязкость жидкости: физическая сущность, динамический и кинематический коэффициенты вязкости.

В обсуждении докладов принимают участие все студенты путем изложения необходимых уточнений и дополнений.

При отработке второго учебного вопроса решить задачи по указанию преподавателя.

Задача 1. Определить плотность воды, если ее количество объемом 1,5 л имеет массу 1,5 кг.

Задача 2. Определить плотность бензина, если его объем 1 л при взвешивании показал силу тяжести G = 7,43 Н.

Задача 3. Определить удельную силу тяжести воды, если ее плотность равна 1000 кг/м3.

Задача 4. Определить удельную силу тяжести моторного масла, если его плотность равна 860 кг/м3.

Задача 5. Определить относительное уменьшение объема гидравлического масла в системе гидропривода при давлениях 5, 10, 20 МПа.

Объемный модуль упругости масла Е = 1,75×109 Па.

Задача 6. Определить относительное уменьшение объема гидравлического масла ВМГ-3 при наличии в нем воздуха в количестве 10 и 20 процентов по объему при давлении в системе 5, 10, 20 МПа.

Объем жидкости в системе V = 1 л.

Вопросы для самопроверки

1. Основные свойства жидкостей. Их отличие от твердых и газообразных веществ.

2. Каковы численные значения плотности пресной воды при различных давлении и температуре?

3. Каково численное значение удельной силы тяжести пресной воды при температуре +40 С˚?

4. Напишите формулу, определяющую касательное напряжение t трения и проанализируйте факторы, от которых оно зависит.

5. Как изменяется объем воды при замерзании?

Практическое занятие 2. Основные уравнения гидростатики

Цели занятия: изучить основные законы гидростатики, уяснить природу и физическую сущность возникновения гидростатического давления;уяснить устройство, принципы действия и применения приборов для измерения давления; получить практику решения задач по определению гидростатического давления и расчета плавучести тел, погруженных в жидкость.

Задание на самостоятельную подготовку к занятию:

1. По материалам лекции 2 «Гидростатика» и учебного пособия [1] (с. 1–29, 32–35) изучить основные положения раздела «Гидростатика».

2. Быть готовыми ответить на следующие вопросы:

·  Плотность жидкости и удельная сила тяжести: сущность, единицы измерения, численные значения для воды, бензина, ртути.

·  Давление: сущность, единицы измерения, виды давления.

·  Гидростатическое давление: сущность и определяющие факторы.

Порядок проведения занятия

Занятие включает в себя проверку подготовленности студентов и отработку трех учебных вопросов:

1. Виды давления. Гидростатическое давление и его свойства.

2. Контрольно-измерительные приборы для измерения давления.

3. Решение задач.

По первому учебному вопросу заслушиваются доклады студентов с записью необходимой информации на доске.

Темы докладов

1. Вывод основного уравнения гидростатики с анализом факторов, определяющих гидростатическое давление в жидкости.

2. Основные свойства гидростатического давления.

3. Плавучесть тел, погруженных в жидкость. Закон Архимеда.

В обсуждении докладов принимают участие все студенты путем изложения необходимых уточнений и дополнений.