Анализ современного состояния почерковедческого исследования подписи, страница 3

Применение к истории письма и материалу исторического почерковедения терминов «подпись» и «подписной почерк», существующих в современном судебном почерковедении, требует определенного уточнения. С одной стороны, подписи (в понимании современного судебного почерковедения) встречаются фактически на всем протяжении истории русской письменности (начиная с рукописей Х1-ХП вв., написанных уставным письмом) во всех случаях, когда на документах имеется собственноручная заверительная запись с указанием имени писавшего. С другой стороны, только с конца ХVП в. наиболее массово в рамках скорописных, индивидуальных почерков начинает прослеживаться «специальный» самостоятельный графический образ-рисунок (графический стереотип) написания фамилии, имени, прозвища и т. п. в заверительных записях. При этом в подписях проявляется большая стереотипность начертания письменных знаков.

В результате проведенного исследования выделены основные четыре (наиболее общие) этапа исторического развития русской подписи.

Первый этап: ХI-ХVI вв. (уставное и полууставное письмо). В этот период можно говорить лишь о формальном существовании подписи. Записи, удостоверяющие личность на документах, по своему строению не отличаются от письма самих документов. В этом случае правильнее говорить не о подписи, а о собственноручной удостоверительной записи. Однако, уже с начала XVI в. в русских документах появляются подписи, ориентированные на образцы греческой скорописи. Это подписи полной буквенной транскрипции, иногда конструктивно усложненные. Они составляют очень небольшую группу среди русских документов того времени и встречаются только у духовных лиц (рис. 1).

Второй этап: конец ХVП - первая половина ХVШ в. На этом этапе, когда получило свое развитие скорописное письмо, достаточно массово встречаются подписи, в которых стабильно отображаются графические особенности. Подписи выполняются полной буквенной транскрипцией, в заключительных их частях имеются росчерки в виде простых дуговых, петлевых элементов или конструктивно сложных систем элементов (рис. 2 а, 2 б).

Третий этап: вторая половина ХУШ - начало XX в. Этот период можно назвать «золотым веком» русской подписи. Он характеризуется большим разнообразием подписей, содержащих полную буквенную транскрипцию фамилии и росчерки различных видов - от простых до усложненных, с большим количеством движений. При этом росчерки являются строго заключительной частью подписи и располагаются справа или внизу (справа от нее), не закрывая содержательной части. В тех редких случаях, когда росчерки выполняются возвратными движениями и «окружают» подпись, содержательная ее часть все равно остается «открытой». Иногда к подписям добавляют имя, звание и т. п. (рис. 3 а, 3 б).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

В этот период филологический смысл слова «подпись», отраженный в «Толковом словаре Великорусского языка» В.И. Даля, следующий: «Подписать (бумагу) - приложить руку... написать имя свое, прозвание, чин и пр. . ..», т. е. отобразить свою фамилию, имя и пр.

Четвертый этап начался в 20-е гг. XX в. Этот этап- характеризуется тем, что в послереволюционные годы начинают появляться подписи, являющиеся сокращенными вариантами фамилий. Вначале это сокращения только на одну-две последние буквы: подписи состоят из начальных букв фамилии и кратких, простых по конфигурации росчерков (рис. 4). Таким образом, после нескольких столетий выполнения подписей, отражающих фамилию исполнителя, появились первые сокращенные варианты подписи. До 40-х гг. эти подписи не доминируют по отношению к подписям «традиционного» вида - с полной буквенной транскрипцией. Далее, уже в 40-е и последующие годы появляются подписи в виде аббревиатур, содержащие монограммы из первых букв фамилии, имени, отчества (что можно объяснить существующей после 20-х гг. модой повсеместного сокращения названий организаций, учреждений и т. п.), и, наконец, подписи, состоящие из нечитаемых штрихов и элементов без оформленных букв (безбуквенные подписи - рис. 5).