Проходимость военных колесных машин. Параметры оценки профильной проходимости военных колесных машин, страница 6

Продольный радиус можно определить графическим построением или по формуле

, где   

Из формулы видно, что максимальное значение R, при прочих равных условиях соответствует n=0, т.е. расположению низшей точки посередине опорной базы. Если в средней части автомобиля две низко расположенные точки, следует определить R1 для каждой и выбрать наибольшее.

Продольный радиус трехосного автомобиля с балансирной подвеской среднего и заднего мостов определяется при условии упора среднего моста в ограничитель хода (рис.2).

У четырехосных автомобилей R1 определяется для наиболее удаленных друг от друга колес при том же условии.

Для ВАТ величина R1 должна составлять не более 2,5-3 м.

Рис. 2. Продольный радиус проходимости автомобиля с балансирной

подвеской среднего и заднего моста

3. Углы переднего (γп) и заднего (γз) свеса – это углы между опорной проходимостью и плоскостями, касательными к окружностям наружных диаметров соответственно передних и задних автомобильных колес (колес с шинами), проходящими через точки контура передней и задней частей автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этих углов (рис.1.).

Эти углы характеризуют возможность преодоления препятствий с короткими подъемами и спусками.

Чем больше углы свеса, тем больше крутизна коротких подъемов и спусков, которые преодолевает автомобиль при въезде и съезде с них, не задевая выступающими частями (например, бамперами) за неровности.

Для дорожных автомобилей γп ≥ 25о, γз ≥ 20о. для автомобилей повышенной проходимости обычно γп = γз = 30о. Для автомобилей высокой проходимости γп = γз = 30о…70о.

4. Поперечный радиус проходимости (Rпоп) – радиус цилиндра, касательного к колесам одного моста и проходящего через точку нижней части автомобиля (рис.3.).  Он определяет проходимость через неровности, ширина которых соизмерима с колеей автомобиля и должен быть, по возможности, наибольшим.

При расположении низшей точки посередине колеи R2 можно определить по формуле

Чем меньше R2,  тем выше проходимость через препятствие такого типа.

Рис. 3. Поперечный радиус проходимости автомобиля

5. Угол перекоса мостов (μ) – сумма углов поворота осей переднего и заднего мостов относительной продольной оси автомобиля (рис. 4). Он характеризует приспособляемость колес автомобиля к преодолению неровностей дороги (местности) без потери силового контакта колес с дорогой.

Значение угла μ влияют на степень перераспределения нормальных нагрузок на колеса. Перекос оси ведущих колес вызывает перераспределение нагрузок на колеса, что при наличии межколесных и межосевых дифференциалов с малым внутренним трением может привести к снижению силы тяги по сцеплению. Величина максимального угла переноса осей μmax зависит от типа и жесткости подвески, жесткости рамы для различных автомобилей может колебаться в широких пределах. Допустимый перекос осей при преодолении препятствий ограничивается потерей проходимости из-за уменьшения силы тяги по сцеплению и деформацией рамы по условиям прочности.

Значения  μ не стандартизованы.

Рис. 4. Угол перекоса осей автомобиля

6. Углы гибкости автопоезда – вертикальный (β) и горизонтальный (α)(рис.5.).

Угол β характеризует проходимость автопоезда по неровностям дорог (неровной местности), а угол α – способность автопоезда к повороту, к маневрированию по дорогам и колонным путям со сложной геометрией маршрута движения. В соответствии с международными стандартами горизонтальный α должен быть не менее ± 75о, а вертикальный β – не менее ± 20о. Для седельных автопоездов в соответствии с ГОСТом 12105-74 угол β должен быть не менее ± 8о, а угол βг – не менее ± 200.

Рис. 5. Углы гибкости автопоездов в вертикальной (а) и в

горизонтальной (б) плоскостях

При необходимости сдельно-сцепное устройство должно допускать качение тягача и полуприцепа вокруг продольной оси на угол не более ± 3о.

7. Минимальные радиусы поворота (RRнRвн) расчетные и ширина Вш габаритного коридора характеризуют  способность автомобиля и автопоезда маневрировать в ограниченном пространстве.