Проходимость военных колесных машин. Параметры оценки профильной проходимости военных колесных машин, страница 2

Целями лекции являются: проанализировать факторы, влияющие на проходимость военной автомобильной техники, а также показатели опорной и профильной проходимости.

1.  КОНСТРУКТИВНЫЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОХОДИМОСТЬ ВОЕННОЙ

АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Факторы, влияющие на проходимость ВАТ делятся на два типа:

1. Эксплуатационные.

2. Конструктивные.

1.1.  Эксплуатационные факторы

Прежде всего, это дорожные условия: рельеф движения, тип и состояние покрытия дорог, характер движения – одиночное или в колоннах, геометрия маршрута движения.

Время года и вызванные ими последствия, такие, как видимость, состояние опорной поверхности, ухудшение условий работы двигателей трансмиссий и ходовой части, усложнение работы водителей непосредственно или опосредовано влияют на проходимость.

При эксплуатации в горах возрастает сопротивление движению, увеличиваются нагрузки на двигатель, трансмиссию, ходовую часть, механизмы управления. Так, например, двигатели не всегда в состоянии развивать нормативные мощности и тяговые показатели. При движении по продольным уклонам уменьшаются нормальные нагрузки на ведущие колеса, уменьшаются силы сцепления ведущих колес с опорной поверхностью, ухудшаются тяговые возможности машин. Ухудшаются также показатели устойчивости машин на продольных и поперечных уклонах.

Преодоление ледяных преград связано с необходимостью определения несущей способности льда, выбора правильного режима движения (выбор направления движения, дистанций в колонне), а часть и укрепления переправы путем наращивания льда или укладки металлов.

Грузоподъемность льда можно определить по формуле

                                     ,                                                       (1)

где hл – приведенная толщина льда, см;

αл – коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки, обычно принимают αл = 120;

К1 – коэффициент, учитывающий интенсивность движения по переправе, при проезде до 500 автомобилей в сутки К1 = 1,0;

К2 – коэффициент, учитывающий ослабление льда при повышении температуры воздуха: при tср ниже -10о К2 = 1,0; при tср =  -5о К2 = 1,21; при tср =  0о К2 = 1,96; при плюсовой температуре К2 = 2,25;

Gл – в тоннах.

Для решения этой задачи используют упрощенное выражение

                                   ,                                                                   (2)

где hл – толщина прозрачного слоя льда, см.

Дистанции между машинами dм (М) между автомобилями находят по зависимости

                           dм = 0,5·Ga + 6 = 0,5·ma ∙ q +6    ,                                                (3)

где   ma – масса машины, т.

Преодолению льда должна предшествовать тщательная его разведка.

1.2. Конструктивные факторы

Тип и конструкция шин. К этому параметру относят: размеры, форму поперечного сечения шин, конфигурацию и размеры рисунка протектора, возможность регулирования давления воздуха в шинах, материал, число и направление нитей корда, качество резины.

Так, например, ширина профиля определяет площадь контакта, а значит, давление на грунт и возможность движения по дорогам и бездорожью с различным грунтом.

Конфигурация и размеры рисунка протектора шин оказывают большое влияние на давление и опорную поверхность, сцепление с грунтом и сопротивление качению.

Так, например, рисунок типа "дорожного" обладает удовлетворительными сцепными качествами, хорошей самоочищаемостью и незначительным сопротивлением качению при движении по дорогам с твердым покрытием.

Рисунок типа "прямая елка" обеспечивает удовлетворительное сцепление с продольной плоскостью и хорошую самоочищаемость, но плохо сцепляется в поперечном направлении.

Рисунок типа "косая елка" обеспечивает лучшее сцепление в поперечном направлении.

Рисунки типа "спираль" обладают хорошим сцеплением, но способствуют возникновению осевых сил, пытающихся сдвинуть автомобиль в бок.