Специфические условия развития теплофикации в современных рыночных условиях. Сравнительный анализ вариантов парогазовых установок, страница 18


Состояние газотурбостроения в России

В настоящее время в России не производят энергетические ГТУ, современные по параметрам и показателям. Со времени перестройки существенно расширилось предложение услуг со стороны традиционных оборонных поставщиков наземных ГТУ: СНТК «Двигатели НК» (бывший «Труд», г. .Самара) и НПО «Машпроект». Предложения о создании ГТУ для энергетики были сделаны и многими другими авиамоторостроительными предприятиями. Сводка этих предложений приведена в табл.2

Показатели тепловой экономичности рассматриваемых ГТУ можно считать удовлетворительными. Их КПД по выработке электроэнергии составляет около 30 % при использовании двигателей ранних поколений и ЗЗ-ЗЗ % с более поздними ГТД. При установкеэтих ГТУ на ТЭЦ коэффициенты использования тепла топлива могут достигать 80-90 %.

Многие предприятия организовали и в течение длительного времени проводят разработки малотоксичных камер сгорания для своих ГТД. Результаты, полученные при сжигании в этих камерах природного газа, позволяют надеяться на достижение через 3-5 лет нормативных (не более 50 мг/м3 в нормальных условиях при концентрации О2 = 15 %) выбросов оксидов азота.

Все производители авиационных и судовых ГТД в России и СНГ хотя и понесли более или менее заметные потери в последние годы, тем не менее обладают достаточными знаниями, опытом, техническими и производственными возможностями для разработки двигателей, в принципе подходящих для энергетических установок. Для использования их потенциала в энергетике важное значение имеет также наличие:

собственного опыта в применении ГТД в энергетике или хотя бы для работы на земле, например, для привода нагнетателей природного газа на магистральных газопроводах;

экспериментальной базы - стендов и станций, позволяющих испытывать энергетические установки в целом под нагрузкой.

В лучшем положении находятся организации, выпускающие свою основную продукцию для более длительных сроков службы, например, судовые двигатели или авиадвигатели для пассажирских самолетов по сравнению с двигателями для истребителей и т.п.

Хозяйственные отношения между производителем и заказчиком облегчаются, если конвертирование двигателей производится не только для энергетического оборудования, но и для механического привода (например, для газовых компрессоров). Это позволяет уменьшить первоначальные затраты каждого будущего пользователя и быстрее окупить их, имея более широкий рынок.


С учетом этих факторов первые места среди производителей занимают Машпроект, выпустивший уже более 600 ГТУ для магистральных газопроводов и около 150 для энергетики, и Двигатели НК, поставившие для газовой промышленности более 1300 ГТУ. Суммарная наработка наземных ГТУ этих фирм составляет десятки миллионов часов. Следует сказать, что Машпроект имеет сильного партнера - крупнейший авиадвигательный завод «Рыбинские моторы», успешно освоивший производство  значительной части изделий.

В последние годы сильно продвинулся АО «Авиадвигатель» (г. Пермь), запустивший в производство энергетические установки мощностью 2,5 и 4 МВт и установки для привода нагнетателей природного газа мощностью 12 и 16 МВт, пригодные для нужд энергетики, высокоэкономичные и принципиально привлекательные вследствие использования в них одновального компрессора.

Установки, показатели которых приведены в табл.2 освоены в разной степени. Почти все они или их прототипы, предназначенные для привода нагнетателей природного газа на магистральных газопроводах, уже построены и испытаны.

ГТЭ-1,5 НПП имени Климова, все установки НПО «Машпроект», ГТУ-2,5П и 4П АО «Авиадвигатель», ГТЭ-10/95 НПП «Мотор» (г. Уфа), ГТУ-55(СТ-20) ЦИАМ «Союз» (Москва) и НК-37 АО СНТК «Двигатели НК» отработаны и испытаны с электрическим генератором на стендах или электростанциях. ГТУ-2,5П и 4П, ГТЭ-2500, ГТГ-6, ГТД-15 и ГТД-16 уже применяются для промышленной выработки электроэнергии в регулярной или опытно-промышленной эксплуатации.