Специфические условия развития теплофикации в современных рыночных условиях. Сравнительный анализ вариантов парогазовых установок, страница 19

Установки ГТД-6 и ГТД-16 Машпроекта и ГТУ-12П Авиадвигателя выпускаются для газопроводов серийно. Единичные установки ГТУ-16П, АЛ-31СТ, ГТД-25 и НК-37 эксплуатируются на магистральных газопроводах с наработкой от 5 - 8 до 15 - 20 тыс.ч.ГТЭ-10/95, установленная на Ишимбайской ТЭЦ, отработана пока на жидком топливе; ГТУ-89 СТ20 работает на электростанции под Уренгоем с электрическим генератором мощностью 12 МВт с пониженными нагрузками; ГТУ-25П и ГТЭ-25У еще не построены, хотя для обеих имеются уже конкретные объекты.

Можно сказать, что в диапазоне мощностей до 30 МВт, для которого целесообразно1 создание энергетических ГТУ на базе авиационных или судовых двигателей, подходящие газовые турбины будут в наличии тогда, когда они будут экономически востребованы. Конечно, их вероятным поставщикам и проектировщикам электростанций надо еще работать для обеспечения конкурентоспособных эксплуатационных показателей: уменьшения удельных площадей, строительно-монтажных затрат и стоимости электростанций с ГТУ этого класса мощностей; для организации производства электростанций заводского изготовления, укомплектованных всем необходимым оборудованием и системами; снижения продолжительности и стоимости технического обслуживания, а также длительности плановых и внеплановых простоев и т.д.

Для разработки и выпуска оригинальных отечественных энергетических ГТУ большой мощности также целесообразно использование авиационной технологии.

Опыт, знания и культура производства, сконцентрированные в авиадвигателе строении, дополненные пониманием условий работы, технических и экономических требований к энергетическому оборудованию и опытом изготовления крупных турбин, имеющимся у энергомашиностроителей, создают основу для успеха кооперации авиамоторостроительных и энергомашиностроительных фирм.

В настоящее время уже изготовлена и отрабатывается под нагрузкой на стенде энергетическая ГТУ мощностью ПО МВт, выпущенная оборонными предприятиями Машпроект и Рыбинские моторы с вполне современными высокими показателями (табл.3). Очень срочным является вопрос об испытаниях второго образца этой ГТУ, который изготовляется в настоящее время для одной из российских электростанций (намечено на Ивановской ГРЭС). Завершение испытаний и опережающее накопление в течение 1-2 лет опыта эксплуатации существенно уменьшат риск экономически целесообразного внедрения этих ГТУ.

Турбогруппа ГТГ-110 в заводском цехе

Таблица 4. Проектные показатели отечественных энергетических ГТУ мощностью более 40 МВт и ПТУ с ними

Показатель

Фирма-изготовитель, тип, год начала выпуска

ХТЗ

ЛМЗ

Машпроект,

ЛМЗ,

Рыбинские моторы

Авиадвигатель

ГТЭ-45

ГТЭ-150

ГТГ-ПО

ГТЭ-180П

1989

1989

1998

1998

-

Мощность, МВт

54

131

161

ПО

178

КПД,%

28

31

31,5

36,0

36,3

Степень сжатия

7,8

13,0

13,0

14,7

15,0

Температура газов в турбине, °С:

на входе

900

950

1100

1210

1250

на выходе

475

423

530

517

547

Расход воздуха, кг/с

271

636

630

357

525

Возможная выработка тепла, МВт

106

215

280

155

245

Масса ГТУ, т

270

340

340

50

-

Мощность ПГУ с 2 ГТУ, МВт

-

-

489

322,3

537

В том числе:

ГТУ

310,6

215

352

паровой турбины

-

-

178,4

107,3

185

Давление пара ВД, МПа

-

-

8,0

7,3

12,6

Температура пара ВД, °С

-

-

507

481

526/533

КПД ПГУ нетто, МВт

-

-

48,2

51,5

55,4