Специфические условия развития теплофикации в современных рыночных условиях. Сравнительный анализ вариантов парогазовых установок, страница 17

Примечания: цб - центробежный; н.с. - нет сведений; в скобках - размеры собственно ГТУ.

Якутская ГРЭС фактически является теплоэлектроцентралью, на которой практически отработаны характерные для ГТУ вопросы комбинированного производства электрической энергии и тепла. Многолетний опыт эксплуатации подтверждает ее высокую экономическую эффективность.

На электростанциях России и Украины эксплуатируются восемь агрегатов ГТ-100. Они используются для покрытия пиков электрической нагрузки (средняя наработка на пуск 4,1 ч) и работают на «газотурбинном» жидком топливе, представляющем собой темный дистиллят с содержанием до 2 % серы и 2-4 млн корозионно-агрессивных щелочных металлов (Са + К) и ванадия (V).

Общая наработка этих установок составила 84,1 тыс.ч, число пусков - 16,1 тыс.; максимальная наработка на один агрегат около 15 тыс.ч при 3560 пусках; соответствующая этим цифрам эквивалентная наработка на агрегат превышает 100 тыс.ч.

После 1991 г. интенсивность использования установок ГТ-100 резко снизилась; два агрегата (№ 1 на Краснодарской ТЭЦ (КТЭЦ) и № 3 на Ивановской ГРЭС (ИГРЭС)) были даже демонтированы.

Газотурбинные установки работали со средней нагрузкой около 70 МВт и средним КПД около 21 %. На них ежегодно проводились длительные и трудоемкие ревизии. Несмотря на это в периоды зимне-осеннего максимума ГТУ имели хорошую готовность (условный коэффициент готовности в 1991г. составил 98,7 %) и высокий коэффициент безотказности пусков (94 %).

Хотя головной образец ГТ-100 был пущен на КТЭЦ в 1970 г., на них до сих пор сохраняется ограничение температуры газов перед ТНД (700 °С, а фактически даже 670 °С вместо 750 °С по расчету). Из-за этого, а также коробления цилиндров КСНД и ТНД и загрязнения компрессоров и воздухоохладителей фактическая мощность и КПД ГТУ были существенно ниже расчетных.

Продолжение табл.2

Год выпуска головного образца

ГТД-15

ГТД-16

ГТУ-16ПЭ

АД-31СТ

ГТУ-55 СТ-20

ГТУ-89 СТ-20

ГТУ-25ПЭ

ГТГ-25

НК-37

НК-37-1

ГТЭ-25У

Машпроекг,

г.Николаев

Авиадви-гатель, г.Пермь

Сатурн-Люлька, Москва

ЦИАМ Союз, Москва

Гранит, Москва

Авиадви-гатель, г.Пермь

Маш-проект, г. Николаев

СНТК Двигатели НК, г. Самара

ТМЗ, Екате-ринбург

1992

1993

1996

1996

1995

1997

1999

1995

1995

н.с.

проект

3

3

2

3

2

2

- 3

3

4

4

1

7 + 9

2 + 2

3

9+10

1 + 1

4

14

2

3

4 + 9

1 + 1

Н.С.

1+1

2

4

14

3

3

3+12

2+1 3

9 + 9

1 + 1

4

3 + 5 + 7

1 + 1 + 1

3                4

16

4

15,8

17,5

16,0

20,0

20,0

20,65

25,0

27,5

25,0

30,2

31,2

31,0

35,0

37,5

36,5

31,5

32,6

39,0

36,0

36,4

37,3

31,7

15,8

19,6

19,6

21,0

10,2

-

28,5

21,8

23,1

25,6

-

870

365

1076

432

1143

466

1250

520

980

450

-

1239

448

1227

485

1147

428

1219

455

1060

466

98,0

72,0

57,0

61,0

96,5

100

82,0

87,5

102,0

110,0

125

27,3

26,5

21,9

26,9

35,5

30

38,8

35,4

35,1

41,0

48,0

-

12,8

4,0

5,1

6,7

3,2

5,25

16,0

9,15    .

9,15

50

30

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

15,9

2,0

3,4

20,8

2,0

3,6

7,0

3,2

3,8

4,7

2,3

2,1

13,0

4,0

3,5

-

-

-

-

-

-

6,4

2,0

2,4

6,13

2,2

2,2

6,13

2,2

2,2

8,4

5,2

3,5