Эластогидродинамическая задача трения в подшипниках качения: Методические указания к практической работе № 5 по дисциплине «Триботехника», страница 6

При оценке условий трения определенную величину необходимой вязкости n 0 надо сравнить с фактической вязкостью смазочного материала n. На основании отношения k = n / n 0 по диаграмме, приведенной на рис. 2.7, можно определить коэффициент условий смазывания а3 для формулы, определяющей долговечность подшипника:

.                                   (2.13)


 
Подпись: 14



Подпись: Рисунок 2.7 – Зависимость коэффициента условий трения от
                        относительной вязкости смазочного материала
На диаграмме (см. рис. 2.7) при k = n / n 0 < 1, соответствующем условиям смешанного трения, верхняя кривая относится к высокой чистоте смазочного материала с присадками типа ЕР, нижняя – к маслу без присадок с некоторым количеством загрязнений. Номограмма подбора вязкости и коэффициента смазывания построена для новых значений грузоподъемности подшипников качения, введенных после 1983 г.

Условной мерой условий трения является коэффициент толщины пленки, равный отношению теоретической толщины ЭГД-пленки смазки, определенной для гладких поверхностей, к эквивалентной шероховатости поверхности:

.

В результате многих теоретических и экспериментальных исследований можно сделать вывод о том, что граница между смешанным и жидкостным трением для разных узлов трения лежит в диапазоне 0,8<l<4. Этот диапазон с точки зрения ЭГД-пленки смазки очень широк. В связи с этим принято деление ЭГД-пленки смазки на два диапазона: l>3 и l£3. Считают, что при l>3 шероховатости поверхностей не влияют на свойства пленки смазки и они совпадают с решением, полученным для идеально гладких поверхностей. Пленка с l£3 называется тонкой, и исследуют в основном ее состояние, потому что здесь существенно влияние шероховатости на характер происходящих в пленке явлений. Такая пленка встречается наиболее часто.

В основе принципа подбора смазочного материала с целью минимизации трения и изнашивания лежат следующие значения и рекомендации.

Если l>5, то при трении реализуется жидкая смазка. Износ возможен только в результате многоцикловой усталости. Смазочный материал признается годным.

Если l£1, то трение происходит при граничной смазке. Износ проявляется в основном из-за адгезионного взаимодействия, возможно возникновение задиров и заедание. Надо попытаться путем увеличения вязкости смазочного материала повысить hmin или улучшить гладкость трущихся поверхностей (снизить Ra). Эти мероприятия могут улучшить условия смазывания (увеличить l). Иногда это возможно достигнуть приработкой или притиркой поверхностей терния.

Если 1<l<3, то реализуется режим смешанного трения с участками гидродинамической, эластогидродинамической и граничной смазки. Эти границы определяются, с одной стороны, характером явлений, а с другой – некоторым коэффициентом безопасности перед непредвиденным переходом из условий жидкостного трения к смешанному.

Подводя итог, можно сказать, что в ЭГД-пленке смазки между шероховатыми поверхностями при l » 0,8 возникает смешанное трение с небольшой долей нагрузки, приходящейся на неровности, которая исчезает при l = 1…2. В диапазоне l = 1,5…2,5 возникают отдельные контакты, а при l = 2,5 – условия жидкостного трения. Несмотря на то, что в диапазоне 0,3 < l < 1,5 несущая способность контакта при жидкостном трении изменяется очень мало, при l < 0,8 процесс изнашивания идет более интенсивно, чем при l ³ 1,5. Эти границы могут несколько смещаться в зависимости от величины шероховатости и от вида геометрии узла трения.

2.3 Методика расчета ЭГД-пленки смазки

      в подшипниках качения

Методику расчета ЭГД-пленки смазки в подшипниках качения рассмотрим на примере бочкообразного роликового подшипника 22238 (рис. 2.4) со следующими данными:

грузоподъемность G = 980 000 Н;

внутренний диаметр d = 190 мм;

внешний диаметр D = 340 мм;

диаметр внешней дорожки D1 = 2R1 = 226 мм;

угол работы подшипника g = 10° 45’;

диаметр ролика Dw = 40 мм;

число роликов в ряде i = 17;

длина ролика l = 33 мм.

Ролик работает с частотой вращения n = 100 об/мин при нагрузке Р = 100 кН и температуре t = 80 °С, смазывается маслом Transol 130.