Эластогидродинамическая задача трения в подшипниках качения: Методические указания к практической работе № 5 по дисциплине «Триботехника», страница 7

Проверить условия смазывания.

Решение:

1. По рис 2.6 определяем требуемуюn 0 и рекомендуемуюn r вязкость смазочного материала при данных условиях для эквивалентного диаметра

мм и частоты вращения 100 об/мин.

Получаем: требуется вязкость масла n 0 =50 сСт, рекомендуемая n r =80 сСт.

2. Определяем коэффициенты k1 и k2 по данным рис. 2.6:

для Р/С = 100 кН / 980 кН = 0,102 коэффициент k2 = 0,98;

для бочкообразного роликоподшипника коэффициент k1 = 0,95.

3. Определяем вязкость масла Transol 130 по данным рис. 2.6:

для t = 80 °С и масла Transol 130 вязкость составляет n = 37 сСт

4. Определяем коэффициент долговечности а3 по результатам расчета соотношения k =n / n0 = 37 сСт / 50 сСт = 0,74 и данным рис. 2.7:

коэффициент долговечности а3 = 0,9 .

Аналогичным путем расчетов можно определить вязкость смазочного материала для обеспечения жидкостного трения и толщины ЭГД-пленки для данного смазочного материала.

5. По формуле (2.9) с учетом (2.5) определяем толщину ЭГД-пленки  бочкообразного роликоподшипника:

где   

6. Требуемую толщину пленки смазки для получения жидкостного трения определяем на основании данных из диаграмм на рис. 2.5 и формулы:

hwym = l Ra = 2,15×0,22 =0,473 мкм.

7. Таким образом, принимая h = hwym, получаем соотношение:

.

Принимая среднее значение a = 0,02 МПа-1, получаем значение необходимой динамической вязкости масла:

сП, которой соответствует следующее значение необходимой кинематической вязкости масла:

сСт, где значение плотности r0 = 0,85 кг/мм3.

8. Определяем коэффициент толщины пленки для требуемой вязкости n0 = 50 сСт по формуле:

и сравниваем его с коэффициентом толщины пленки для рассчитанной вязкостиn =138 сСт, l0 Н = 2,15.

Выводы: Рассчитанная вязкость масла в большей степени обеспечивает условия жидкостного трения и наибольший срок службы, т.к. она значительно больше требуемой вязкости n =138 сСт >n 0 =50 сСт, обеспечивающей номинальный срок службы. Смазочный материал признается годным.

2.3 Варианты заданий

Проверить условия смазывания для разных типов подшипников качения. В конце расчетов дать заключение о годности смазочного материала и дать необходимые рекомендации, если он признается негодным.

Номер варианта выдается преподавателем в соответствии с номером в списке ведомости деканата. Варианты заданий приведены в таблице 2.1.


Таблица 2.1 – Варианты заданий