Государство и экономика в политической системе общества. Теория естественного права. Нормы права. Познание в правотворчестве, страница 9

2.  Данный документ создаётся либо государственным органом, либо организацией, уполномоченной на его издание. Таким образом, нормативно-правовые акты могут исходить не только от государства, но и от негосударственных структур. В трудовом праве такие акты именуют локальными нормативными актами (например, регламент внутреннего распорядка).

3.  Данный документ принимается в определённом порядке, т.е. имеется определённая процедура, несоблюдение которой влечёт за собой признание акта незаконным.

4.  Нормативно-правовой акт содержит правила поведения. Не все акты, исходящие от органов государства, являются нормативно-правовыми. Акты, издаваемые органами государственной власти в целях оперативного управления деятельностью государства, называют просто правовыми актами или правоприменительными актами (распоряжения, указания, приговоры, решения и т.д.). С другой стороны, бывают случаи, когда имеется письменный документ, в котором содержатся нормы, которые правовыми не являются (например, кодекс поведения судей или кодекс журналистской этики). Соответственно такие документы можно называть нормативными, но не правовыми, поскольку они содержат в себе иные социальные нормы.

Классификация нормативно-правовых актов:

В зависимости от степени их внутренней упорядоченности нормативно-правовые акты делят на кодифицированные и некодифицированные.

Самым распространённым является деление всех нормативно-правовых актов по юридической силе на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий следующими отличительными признаками:

1.  Издаётся высшим органом государственной власти или непосредственно народом на референдуме.

2.  Закон обладает наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов.

3.  Закон принимается в особом, наиболее усложнённом и детализированном порядке.

4.  Закон принимается по наиболее важным глобальным вопросам.

Сами законы также различаются по своей юридической силе:

Наивысшей юридической силой обладает Конституция (основной закон, либо система таковых законов). Конституция бывает кодифицированной или некодифицированной. По способу принятия бывают дарованные и народные конституции.

Органические законы. В России это федеральные конституционные законы. Они органично вписаны в основной закон, т.е. Конституция ссылается на них и, таким образом, обязывает законодательный орган их принять.

Текущие законы. В России это федеральные законы.

Иногда выделяют так называемые чрезвычайные законы – это законы, которые может принимать в чрезвычайной ситуации тот орган, который в обычных условиях не может этого делать.

Классификация законов по юридической силе в федеративных государствах: федеральные законы, которые обладают высшей юридической силой в том случае, если приняты в пределах полномочий Федерации, и законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты, которые принимаются органами исполнительной, судебной, контрольной власти или негосударственными организациями, направлены на детализацию и конкретизацию положений законов, обладают меньшей, чем законы юридической силой, издаются с соблюдением упрощённой процедуры принятия, регулируют второстепенные вопросы общественной жизни.

По юридической силе подзаконные нормативно-правовые акты можно разделить на акты, изданные государственными органами, и акты, издаваемые негосударственными организациями (локальные нормативно-правовые акты).

Действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени.

1.  Начало действия нормативно-правового акта. Можно говорить о следующих вариантах:

·  С момента, указанного в самом акте либо в том акте, который вводит его в действие. Здесь содержатся оперативные нормы.