Государство и экономика в политической системе общества. Теория естественного права. Нормы права. Познание в правотворчестве, страница 2

Прогностический регулятор упорядочивает поведение субъектов с помощью различного рода предсказаний, в частности опросы общественного мнения и создаваемые на их основе прогнозы могут повлиять на выбор не определившихся избирателей, т.е. могут спровоцировать их присоединиться к прогнозируемому большинству. Именно поэтому, как правило, публикация такого рода опросов непосредственно перед датой выборов запрещается.

Информационный ненормативный регулятор предполагает, что поведение людей упорядочивается при помощираспространения информации о конкретном поведении конкретных субъектов и о последствиях такого поведения, т.е. к примеру, средства массовой информации оповещают населения о «хорошем» или «плохом» поведении.

Ненормативные – не использующие правила поведения.

Помимо нормативных и ненормативных социальных регуляторов, которые рассчитаны на упорядочение поведения неограниченного круга лиц, можно говорить об индивидуальных регуляторах и индивидуальном регулировании. Упорядочиванию подвергается поведение конкретных лиц (индивидуально или в поименованной группе). Пример в области права: вынесение индивидуально определённого решения (приговора или решения суда).

Государство и экономика в политической системе общества.

В различных политических системах формируются различные взгляды на соотношение государства и экономики. По этому признаку можно говорить о политических системах с рыночной экономикой, с плановой экономикой, со смешанным типом экономики.

Политическая система с рыночной экономикой на протяжении XIX-XXвв. эволюционировала, эта эволюция включала в себе следующие основные этапы:

1.  Концепция либерализма или либеральная модель взаимоотношения государства и экономики. Хаек «Дорога к рабству». Экономическая свобода является основой личной и политической свободы. Формальное равенство не совместимо с идеей равенства реального, и государство в экономической сфере должно ограничиться ролью «ночного сторожа». В задачи государства должно входить не руководство экономикой, а исключительно установление общих правил экономической деятельности, охрана и защита частной собственности и принятие комплекса мер, которые должны способствовать развитию конкуренции. Представители либерализма считают, что государство должно минимально вмешиваться в экономическую сферу общества, и задачи государства в установлении правовых условий для функционирования частной собственности. Эта точка зрения господствовала до 1929-1933гг. (великий кризис).

Возникает теория, которая настаивает на более широком участии государства в экономической жизни (Коллинз – один из разработчиков «нового курса» Рузвельта и основателей институционализма). 1) Государство должно вплотную заняться регулированием условий конкуренции, вопросами занятости населения и защитой прав потребителей. 2) Усилить контроль за такими сферами как банковская деятельность и эмиссия акций (цель – защита прав вкладчиков и акционеров). 3) Установление прогрессивной системы налогообложения (при этом декларировалась цель справедливого перераспределения национального дохода). 4) Государство должно было следить за справедливостью трудовых договоров. 5) Государству предлагалось самому заняться экономической деятельностью с целью инвестирования в такие социально важные сфера как жилищное строительство, транспорт и коммунальную сферу. Основным институтом, по мнению Коллинза, который должен был следить за экономической сферой, являлся суд.

Концепция Кейнса – концепция регулируемого капитализма (кейнсианство). Капитализм – не совершенный социальный строй, однако если им научиться управлять, он будет достаточно эффективен. Вмешательство государства является непременным спутником здоровой рыночной экономики. Цель государственного регулирования – создание эффективного спроса, в частности способ достижения – это понижение процентной ставки по кредитам в целях стимулирования кредитования частного предпринимательства.