Дизельные установки с электрической передачей (Комплексное квалификационное задание № 9), страница 2

– возможность широкого применения дизелей, выпускаемых серийно, а также возможность покрыть широкий диапазон мощностей путем варьирования числа цилиндров в агрегате и количество агрегатов в установке;

– удобство осуществления парциальной работы в многомашинных установках, что повышает их экономичность на малых и средних ходах судна;

– возможность использования главных ДГ для удовлетворения всех нужд судна в электроэнергии;

– простота системы автоматического и дистанционного управления главными дизелями.

Вместе с тем электропередача имеет ряд недостатков, главные из них:

– повышенный удельный расход топлива вследствие двойной трансформации энергии; в зависимости от мощности установки коэффициент полезного действия (КПД) электропередачи составляет 86 – 94 %;

– повышенные эксплуатационные расходы вследствие увеличения численности обслуживающего персонала и повышения затрат на ремонт;

– увеличение массы по сравнению с зубчатыми передачами на 10 – 20 %;

– высокая стоимость.

Применение ДЭУ экономически целесообразно и оправдано лишь на судах специального назначения, где по условиям эксплуатации часто меняются режимы работы. К таким относятся ледоколы, портовые и рейдовые буксиры, суда ледового плавания, промысловые суда.

2 Вопрос № 2

В установках с электродвижением для привода главных гене­раторов находят применение самые разнообразные типы дизелей – от среднеоборотных до высокооборотных, двухтактные и четырех­тактные. Используются дизели практически всех вариантов кон­структивного исполнения: одно- и двухрядные, V-образные и другие, с диаметрами цилиндров от 200 до 400 мм, сильно разли­чающиеся уровнем форсировки по среднему эффективному давле­нию и средней скорости поршня. [1]

Для энергетических установок крупных судов – линейных ледоколов, транспортных судов ледового плавания, больших рыбо­ловных траулеров – характерно применение среднеоборотных двигателей (СОД). В установках относительно небольших судов – портовых и рейдовых ледоколов, буксиров, китобойных судов и др., привод главных генераторов осуществляется обычно дизе­лями повышенной и высокой оборотности, относящихся к так называемому тепловозному классу. Большинство дизелей этого типа отличают малые удельные массы (5—6 кг/кВт) [4] и компакт­ность, а также удовлетворительные показатели экономичности (gе = 190 – 210 г/(кВт-ч)). [4] Однако они заметно уступают СОД по срокам службы до капитального ремонта (40—60 тыс. ч против 80—100 тыс. ч) и до первой переборки (8—12 тыс. ч против 15— 20 тыс. ч), а также по затратам на топливо и масло. [4]

В отличие от других типов передач, установки с электро­движением должны отвечать ряду требований к главным дизе­лям, предъявляемых по обеспечению определенных качеств ре­гулирования. [2]

Главные дизели при электропередаче работают обычно с постоянной частотой вращения (n = const), поэтому оценку работы этих дизелей производят обычно, исходя из нагрузочных характеристик, под которыми подразумевают изменение ряда основных параметров дизеля при изменении нагрузки (Ре или Nе).

Изменение основных параметров рабочего цикла дизеля при работе по нагрузочной характеристике показано на рисунке 3. [6]

ge

 

gi

 

ηe

 

ηi

 

ηm

 

Рисунок 3 – Изменение параметров рабочего цикла дизеля при работе по нагрузочной характеристике. [6]

3 Вопрос № 3

Применяемые в судовых установках электропередачи подразделяются на передачи постоянного, пере­менного и двойного рода тока. [3]

Рассмотрим  основные особенности передач каждого типа. [3]