Типы и конструкции судовых редукторов весьма, страница 4

1-й ступени. Во 2-й ступени от водила приводится внутренний, а от эпицикла наружный гребные валы, на которые насажены соответствующие греб­ные винты (задний и передний).

На основании приведенных данных  можно определить целесообразную область применения редукторов различного типа. Редукторы с внешним зацеплением могут быть рекомендованы к ис­пользованию в установках с СОД, в первую очередь в многома­шинных установках с отбором мощности. Редукторы планетарного типа обеспечивают лучшие массогабаритные показатели однома­шинных установок в тех случаях, когда, как правило, не преду­смотрен дополнительный отбор мощности через редуктор, а переда­точное отношение превышает 4:1 - 5:1, т. е. в установках с ди­зелями повышенной оборотности и высокооборотными. Кроме того, планетарные редукторы целесообразно применять, когда необхо­димо обеспечить соосность выходного фланца двигателя и гребного вала. /9/

Габариты редукторов определяются размерами шестерен и ко­лес, которые зависят главным образом от значения передаваемого крутящего момента, передаточного отношения и от качества при­меняемых материалов.

Полученные в результате расчета диаметры шестерен D1 и ко­лес D2 рассматриваются как минимально допустимые. Фактически они могут оказаться значительно больше. Это относится прежде всего к многомашинным установкам, при размещении которых в машинном отделении необходимо выполнить требования Правил Регистра РФ о минимальном расстоянии между двигателями lmin ≥ 0,6 м.

Межцентровое расстояние редуктора ML, м, определяется из соотношения

ML = D1 + D2,

или иначе

ML = В + lmin ,

 где В — ширина двигателя, м. /6/

Передаточное число

i = D2/ D1.

Тогда  ML, м, составит  

ML = D1+D2 = Dl (i + 1) = В + lmin,

Откуда следует, что

.

Например, если i = 5, В = 2,4 м, то D1 ≥  0,5 м, a D2 ≥ 2,5 м.

Часто по условиям размещения редуктора может быть задан максимально допустимый диаметр колеса Dах. В этом случае определяют диаметр шестерни D1.

Известные трудности вызывает размещение редукторов много­машинной установки с дизелями, сложной компоновки цилиндров (W-, Х-, -образных). Вследствие значительной ширины таких дизелей размеры колес получаются большими. Может появиться необходимость делать глубокие вырезы в наборе двойного дна кор­пуса судна. Кроме того, в технологическом отношении труднее изготовлять колеса больших диаметров. /9/

Если по условиям прочности можно пропорционально умень­шить размеры D1 и D2, то размещение упрощается благодаря при­менению редуктора с промежуточными шестернями. В этом случае диаметр колеса может быть уменьшен примерно в два раза. Такие редукторы имеют меньшую высоту; вместе с тем вследствие увеличения числа шестерен возрастает шумность редук­тора и увеличивается стоимость.

Для предварительной оценки массогабаритных характеристик выбираемых редукторов могут быть использованы графики, представленные в /9/ на стр. 131, полученные на основе обобщения данных по выпускаемым типам редукторов.

Место установки упорного подшипника обычно зависит от зна­чения передаваемого упора. Чаще всего оказывается возможным и целесообразным устанавливать подшипник в корпусе редуктора. Если упор, создаваемый гребным винтом, очень велик (что имеет место в установках с мощностью на одном валу свыше 20 тыс. кВт), предпочтителен редуктор с отдельно расположенным главным упорным подшипником. Это позволяет уменьшить деформации корпуса редуктора под воздействием осевого упора, имеющего пульсирующий характер.