Типы и конструкции судовых редукторов весьма, страница 2

Реверсирование ведомого вала в редукторе с внешними цилиндрическими зацеплениями достига­ется применением двух переборов шестерен: одного – для перед­него хода, другого – для заднего, включаемых в работу посред­ством дисковых фрикционных муфт. КПД таких реверс - редукторов составляет от 0,90 - 0,92 для трехступенчатых до 0,965 - 0,975 для одноступенчатых. /10/

Иногда для улучшения маневренных качеств СЭУ реверсивные передачи снабжают тормозом фрикционного типа (для заторма­живания гребного вала), который включается сразу же после вы­ключения одной работающей муфты и выключается немедленно после остановки гребного винта до включения другой фрикцион­ной муфты. В этом случае время реверса гребного винта (от мо­мента выключения муфты переднего хода до начала вращения гребного винта в противоположном направлении) можно сокра­тить в 3-4 раза. Конструкция тормоза не отличается от конструк­ции многодисковых фрикционных муфт, за исключением того, что ведомые диски тормоза закреплены в неподвижном корпусе ре­дуктора. /10/

Наиболее отработаны в настоящее время реверсивные меха­нические передачи и комбинированные передачи на основе ре­версивных гидравлических преобразователей вращающего мо­мента (ГПМ). Уместно отметить, что хотя механические реверсредукторы известны давно, создание судовых реверсредукторов большой мощности связано с появлением всережимных ГТУ и главным образом комбинированных и смешанных СЭУ (рисунок 7.6)

Рисунок 7.6 – Типовые  схемы реверсивных зубчатых передач:

а– с паразитной ше­стерней; б – с дифференциалом:

1 – маховик; 2 – эластичная муфта; 3 – ведущая шестерня заднего хода; 4 – паразитная шестерня; 5 – ведомая шестерня заднего хода; 6 – муфта заднего хода; 7 – муфта пе­реднего хода; 8 – ведомая шестерня переднего хода; 9 и 10 – шестерня и колесо редук­тора 2-й ступени; 11 – ведомый вал; 12 – ведущая шестерня переднего хода; 13 – диффе­ренциал

 


На рисунке 7.6 представлены две типовые схемы реверсивных зубчатых пере­дач. В одной из них (рисунке 7.6, а) для обеспечения заднего хода применена промежуточная (паразитная) шестерня 4, а в другой – дифференциал 13. Для ра­боты редуктора «Вперед» включается муфта 7 и выключается муфта 6, а для работы «Назад», наоборот, включается муфта 6 и выключается муфта 7. Осо­бенность рассматриваемой реверсивной передачи состоит в применении эластичной муфты 2, установленной между маховиком 1 (или фланцем) двигателя и редуктором. Она позволяет ограничить пик вращающего момента валопровода при его колебаниях и амплитуду вибрации при работе передачи с частотами вращения, близкими к критическим.

Удельные массы судовых переборных редукторов изменяются в диапазоне 6,5 - 11,0 кг/кВт, причем меньшие значения харак­терны для более мощных установок. Удельная мощность оценива­ется следующими значениями: по объему 110 - 280 кВт/м3, по пло­щади 275-680 кВт/м2, по длине 1400-4700 кВт/м, по ширине 1100-3700 кВт/м.

Схемы планетарных зубчатых редукторов представлены на рисунке 7.7. Их преимущество и особенность заключаются в соос­ности вала двигателя и валопровода. /10/