Типы и конструкции судовых редукторов весьма, страница 3

Планетарным редукторам свойственны высокий КПД (0,99 для одноступенчатых и 0,985 для двухступенчатых), малые общие и удельные массы (3,5-4,5 кг/кВт по мощности и 0,15-0,71 кг/(Н∙м) по моменту), умеренные габариты (удельная мощ­ность редукторов достигает 4500 кВт/м при встроенном главном упорном подшипнике), плавность хода и бесшумность (уровень шума не превышает 86 дБ), а также ряд других достоинств, к числу которых отно­сятся: распределение нагрузки между несколькими сателлитами, т. е. разделение передаваемой мощности на несколько потоков; рациональное использование пространства внутри эпицикла; зна­чительно меньшие диаметры зубчатых колес, чем у обычных ре­дукторов. /10/

Рисунок 7.7 – Схемы планетарных зубчатых  передач:

а – с закрепленным эпицик­лом; б – с  закрепленным  водилом;  

в – с  закрепленной солнечной  шестерней; г – двухступенчатой реверсивной

Планетарный редуктор состоит из трех основных звеньев: центральной сол­нечной шестерни 4, насаженной на ведущий вал турбины или дизеля (за ис­ключением варианта по схеме на рисунке 7.7, б); эпицикла – колеса 3 с внутрен­ним зацеплением; водила 1, на осях которого вращаются зубчатые шестерни 2, называемые сателлитами. При закреплении (затормаживании ленточных тормозов) эпицикла или солнечной шестерни направления вращения ведущего к ведомого валов одинаковы, при закреплении водила направление вращения ведомого вала обратно направлению вращения ведущего.Двухступенчатая реверсивная передача (рисунок 7.7, г) скомпонована из двух планетарных ступеней. В этой схеме эпицикл 10 первой ступени и солнечная шестерня 5 второй ступени представляют собой первое звено передачи, а эпи­цикл 7 второй ступени и водило 6 первой ступени – второе звено. Эпицикл 10 и водило 6 могут быть остановлены (зафиксированы) тормозными барабанами 8 и 9. При остановке эпицикла 10 направления вращения ведущего и ведомого валов одинаковы,  а при остановке водила 6 – противоположны.

По сравнению с переборными редукторами в планетарных не­сколько сложнее осуществить дополнительную передачу мощно­сти к валогенераторам, масляным насосам и валоповоротным уст­ройствам. Тем не менее, в ряде редукторов предусмотрены такие передачи. Масляные насосы приводятся обычно от специального зубчатого венца, напрессованного на водило и на фланец ведо­мого вала. Валоповоротный механизм может быть выполнен с вертикально установленным электродвигателем, который через конические шестерни и соединительно-разобщительную зубчатую муфту приводит во вращение ведущий вал редуктора. Отбор мощ­ности на валогенераторы в планетарных редукторах осуществля­ется от входного вала посредством повышающей передачи с внеш­ним зацеплением.

Планетарные редукторы находят все большее применение в су­довых турбинных, а также в дизельных установках. Для повы­шения передаточного числа их можно комбинировать с обычными зубчатыми передачами, т. е. создавать планетарно-переборные редукторы. Судовые редукторы выполняют с исполь­зованием не только планетарных ступеней, одно из звеньев кото­рых не вращается, но и дифференциальных, в которых все звенья находятся во вращении и участвуют в передаче мощности. По­добные редукторы установлены на танкерах типа «Крым» (мощ­ность ПТУ 22,1 МВт). /10/

На судах иногда применяют соосные противоположно вращающиеся винты (ПВВ) и, следовательно, гребные валы. Для их при­вода в дизельных установках используют две ступени передачи: 1-я – суммирующий (в случае двухмашинной установки) или обычный одномашинный редуктор внешнего зацепления, 2-я – планетарный редуктор диф­ференциального типа, солнечная шестерня которого насажена на ведущий вал, являющийся ведомым валом