Описание конструкции двигателя, страница 5


Все поршневые кольца изготавливаются из стали 4Х5МФ1С-Ш. Рабочая поверхность уплотнительных колец и жарового кольца впускного поршня имеет износостойкое хромовольфрамовое покрытие и приработочное медь-дисульфидмолибденовое покрытие.

Хромовольфрамовое покрытие для маслоемкости выполнено пористым. На рабочей поверхности жарового кольца выпускного поршня по хромовольф-рамовому покрытию для увеличения маслоемкости нанесен маслоудерживаю-щий микрорельеф в виде винтовой канавки.

Маслосбрасывающие кольца имеют износостойкое хромовое покрытие.

Поршневой палец 15 служит внутренней обоймой роликов 16, изготавливается из стали 20Х24Н4А-Ш, рабочая поверхность цементируется. Осевая фиксация пальца обеспечивается выступами "б" на тронке.

Поршень передает усилие на шатун через палец и игольчатый подшипник.

Игольчатый подшипник состоит из двух рядов игольчатых роликов, разделенных кольцом 17 и ограничительными кольцами 18.

Шатун 19 (рисунок 2.6) изготовлен из стали 18Х2Н4МА. Шатун обеспечивает шарнирную связь прямолинейно движущегося поршня с вращающимся коленчатым валом.

Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. Полки двутавра расположены перпендикулярно к плоскости качания шатуна. По оси шатуна в средней полке двутавра выполнено отверстие, через которое масло подается от кривошипной головки шатуна к поршневой головке.

В отверстие поршневой головки устанавливается втулка 20, которая является наружной обоймой игольчатого подшипника. Втулка изготавливается из стали ШХ15-Ш.

На наружной поверхности втулки для повышения маслоемкости выполнен микрорельеф.

В поршневой головке шатуна имеется четыре отверстия для обеспечения смазки втулки брызгами масла и одно отверстие сбоку головки для подачи масла на охлаждение тронка и вставки.

Кривошипная головка шатуна разъемная. Крышка шатуна 21 крепится к шатуну четырьмя призонными болтами 22 и четырьмя шлицевыми гайками 23. Гайки контрятся шплинтами, общими для двух болтов.

В кривошипной головке шатуна устанавливаются две половинки шатунного вкладыша 24 и 25, которые образуют подшипник скольжения кривошипной головки шатуна.

Шатунные вкладыши тонкостенные, биметаллические, имеют на рабочей поверхности оловянно-свинцовистое покрытие. Шатунные вкладыши фиксируются двумя штифтами 26, запрессованными в шатун и крышку.

Система фрезеровок, проточек и отверстий во вкладышах, шатуне и крышке обеспечивает подачу масла от коленчатого вала к отверстию в стержне шатуна в количестве, обеспечивающем смазку игольчатого подшипника поршней головки шатуна и охлаждение поршня.

Группа движения двигателя имеет два коленчатых вала. Коленчатый вал, управляющий движением впускных поршней, называется впускным (рисунок 2.2), а вал, управляющий движением выпускных поршней - выпускным (рисунок 2.3).

Коленчатые валы соединены между собой цилиндрической зубчатой передачей и вращаются синхронно в одну сторону. Передача обеспечивает опережение выпускного коленчатого вала по отношению к впускному 12°±42', то есть когда кривошип выпускного вала находится в верхней мертвой точке (ВМТ), соответствующий кривошип впускного вала не доходит еще до ВМТ на 12°.

Угловое смещение валов в сочетании с несимметричным расположением впускных и выпускных окон цилиндра по его длине обеспечивает получение требуемых фаз газораспределения, при которых достигается максимальная очистка цилиндра от отработавших газов и наполнение его свежим зарядом сжатого воздуха.