Фрезерование шеек коленвалов. Изготовление коленчатых валов двигателей, страница 4

Предварительное шлифование пяти коренных шеек и поверх­ности под манжету производится на специальных шестикруговых шлифовальных станках, снабженных электроиндуктивными приборами активного контроля. Станки имеют автоматическую за грузку и автоматическую правку кругов. Правка кругов осуществляется алмазными роликами прямого профиля по копиру после обработки каждых 15 ... 20 валов.

Коленчатый вал на станке устанавливается в центрах с допол­нительной опорой под третьей коренной шейкой. Закрепление и привод детали осуществляются по поверхности хвостовика (см. таблицу 5.4, операция 30).

Предварительное обтачивание четырех шатунных шеек выполняется на специальном токарном двухпозиционном станке с двусторонним приводом, с автоматической загрузкой. Базирование детали производится по первой и пятой коренным шейкам с осевой фиксацией по торцу хвостовика и угловой ориентацией по технологическим площадкам противовесов П и П4. Для повышения жесткости детали при обработке устанавливается гидравлический люнет под третьей коренной шейкой (см. таблицу 5.4, операция 40).

При обработке вал 1 вращается синхронно с эталонным валом 3 относительно оси коренных шеек, а

Рис. 5.13. Схема обточки шатунных шеек коленчатого вала

суппорты 2 с инструментами 4 перемещаются вместе с обрабатываемыми шатунными шейками (рис. 5.13).

Сверление масляных каналов в шатунных и коренных шейках, развертывание отверстий под заглушки, сверление, зенкерование, растачивание отверстий под подшипники, фрезерование лыски на хвостовике, шпоночной канавки, снятие фасок в восьми отверсти­ях фланца и нарезание резьбы в шести отверстиях производятся на пятидесятидвухпозиционной автоматической линии. Линия состо­ит из двух участков, на которых работают по шесть агрегатных станков. Перед первым участком имеется накопитель на 26 деталей, между участками накопитель на 48 деталей. Линия имеет одну контрольную и две поворотные позиции.

Деталь устанавливается по первой и пятой коренным шейкам, угловая ориентация осуществляется по технологическим площад­кам шатунных шеек, а осевая по торцу. После выполнения этой операции вал промывается, тщательно продуваются масляные каналы для полного удаления остатков стружки, и деталь направляется на установку ТВЧ для закалки коренных и шатунных шеек. Установка ТВЧ расположена в начале автоматической линии. Поверхностное упрочнение коренных и шатунных шеек выполняется в три перехода.

На первом переходе осуществляется индукционный нагрев шатунных шеек с последующим их охлаждением душем в водном растворе пассивирующего вещества. На втором переходе осуществляют закалку коренных шеек. Отпуск шатунных и коренных шеек проводят в среде горячего воздуха при температуре 160 ... 190°С с выдержкой около 2 ч. Закалка рабочих поверхностей вала прово­дится на глубину 2 ... 2,5 мм до твердости 51,5 ... 53,5 HRC. Структура закаленного слоя должна представлять собой мелко игольчатый мартенсит или тростомартенсит. Установка вала для закалки осуществляется в центрах с упором в торец фланца и хвостовика, закрепление и привод - по поверхности хвостовика.

Окончательное шлифование пяти коренных шеек коленчатого вала и поверхности под манжету ведется на станках такой же модели, что и для предварительной обработки. Станки оснащены механизмом автоматической загрузки и разгрузки, имеют бесступенчатое регулирование скоростей кругов, устройства активного контроля и автоматической правки алмазными роликами.

Установка детали на станке осуществляется в центрах, продольная фиксация по шлифованному торцу пятой коренной шейки, крутящий момент передается поводковым патроном через отверстия во фланце. Для повышения жесткости второй и четвертой коренных шеек вала устанавливаются гидравлические люнеты (см. таблицу 5.4, операция 100).