Ценообразование на рынке конкуренции немногих производителей (олигополия), страница 11

Заключение.

Итак, мы посмотрели, как на практике фирма, действующая в условиях олигополии, выбирает объём производства (продаж) и цену. Однако, к практической части данной работы хотелось бы сделать некоторые комментарии. Автор данной работы не рекомендовал бы использовать методику расчёта цены и объёма продаж на практике. Дело в том, что в работе очень много допущений и упрощений, которые не нарушают общей картины, но которые становятся серьёзным препятствием при практическом решении задачи. Рассмотрим более подробно некоторые допущения.

1.   Ассортимент фирмы очень сильно дифференцирован и на практике невозможно разбить его всего лишь на 8 групп. Товар внутри каждой приведённой группы также сильно отличается по свойствам. Так, например, каждую группу можно разбить ещё на три подгруппы по степени жирности мороженого: молочное, сливочное и пломбир, поскольку эти различия являются причиной разных кривых спроса и издержек. Кроме того, один и тот же вид товара продаётся по-разному в различных типах торговых точек. Пример: в ресторанах и кафе хорошо продаются ванночки и торты, но совершенно не продаётся эскимо и вафельные стаканчики. И наоборот, в уличной торговле практически не продаются ванночки, но очень хорошо продаётся эскимо и стаканчики. Но и это ещё не всё. Один и тот же товар в одних и тех же торговых точках продаётся по-разному в зависимости от того места, где находится торговая точка, имеется ли рядом продукция конкурирующих фирм. Спрос на мороженое сильно зависит от времени суток, погоды и времени года. Все эти факторы являются причиной различных кривых спроса на один и тот же вид товара.

2.   Предположение, что переменные издержки равномерно ложатся на всю продукцию также сильно упрощено. Пример: в кузов автомобиля входит 600 коробов мороженого. Стоимость доставки этим видом транспорта - 1 500 р. Средняя фасовка одного короба эскимо - 60 штук. Транспортные издержки на единицу продукции - 1 500 р. / (600 * 60) = 0 р. 04 к. Средняя фасовка одного короба тортов или ванночек - 8 штук. Транспортные издержки на единицу продукции - 1 500 р. / (600 * 6) = 0 р. 42 к. Различие очевидно.

Настоящий расчёт цены и объёма производства на основе изучения кривых спроса и издержек является очень трудоёмким процессом, требует много времени, ресурсов и знаний по микроэкономике, маркетингу, статистике и математике. Совершенно не случайно, поэтому, маленькие фирмы не могут позволить себе подобное исследование, ибо держать в штате специалистов с соответствующей подготовкой обходится фирме очень дорого. На западе в подобных ситуациях фирмы обращаются к независимым фирмам, специально занимающимся подобными расчётами, в России же, такие фирмы существуют только в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. В остальных случаях фирмы вынуждены решать данные вопросы собственными силами, зачастую не имея представления о том, что они делают. Руководители таких фирм очень часто сами не могут ответить на вопрос, почему на товар назначена именно эта цена, а не какая-либо другая. Именно по этой причине на рынке царит хаос и ценовая неразбериха, многочисленные банкротства и ни на чём не основанные финансовые подъёмы.

Перечень использованной литературы.

1. К. Макконнелл, С. Брю. «Экономикс», т. II.

2.   П. Самуэльсон. «Экономика».