Русская литература 60-х годов XIX века, страница 7

Славянофилы любили Россию как мать, любовью сыновней, любовью-воспоминанием, западники любили ее, как дитя, нуж­дающееся в заботах и ласке, но и в духовном наставничестве, ру­ководительстве. Для западников Россия была младенцем в срав­нении с «передовой» Европой, которую ей предстояло догнать и перегнать. Среди западников было два крыла: одно радикаль­ное, революционно-демократическое, другое — умеренное, либе­ральное. Революционеры-демократы считали, что Россия вы­рвется вперед благодаря прививке к ее младенческому организ­му выпестованных на Западе революционных социалистических учений.

Либеральные западники, напротив, ратовали за искусство «реформ без революций» и связывали свои надежды с обще­ственными преобразованиями «сверху». Они начинали отсчет ис­торического развития страны с преобразований Петра, которого еще Белинский называл «отцом России новой». К допетровской России они относились скептически, отказывая ей в праве на ис­торическое предание и традицию. Но из такого отрицания исто­рического наследия западники выводили парадоксальную мысль о великом нашем преимуществе перед Европой. Русский чело­век, свободный от груза исторических традиций, преданий и ав­торитетов, может оказаться «прогрессивнее» любого европейца •в силу своей «переимчивости». Землю, не таящую в себе никаких собственных семян, но плодородную и неистощенную, можно с успехом засеять семенами заемными. Молодая нация, усваи­вая безоглядно самое передовое в науке и практике Западной Европы, в короткий срок осуществит стремительное движение вперед.

В эпоху 60-х годов либерально-западнического направления придерживались петербургские журналы «Отечественные запи­ски» А. Краевского, «Библиотека для чтения» А. Дружинина и журнал «Русский вестник» М. Каткова, издаваемый в Москве.

Литературно-критическая позиция либеральных западников определилась в начале 60-х годов в спорах с революционерами-демократами о путях развития русской литературы. Полемизи­руя с «Очерками гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевского, опубликованными в журнале «Современ­ник» за 1855—56 гг., П. В. Анненков и А. В. Дружинин отстаива­ли традиции «чистого искусства», обращенного к «вечным» во­просам и верного «абсолютным законам художественности».

Александр Васильевич Дружинин в статье «Критика гоголев­ского периода русской литературы и наши к ней отношения» сформулировал два теоретических представления об искусстве:

одно он назвал «дидактическим», а другое «артистическим». Ди­дактические поэты «желают прямо действовать на современный быт, современные нравы и современного человека. Они хотят петь, поучая, и часто достигают своей цели, но песнь их, выигры­вая в поучительном отношении, не может не терять многого в от­ношении вечного искусства». К числу «дидактических» писате­лей Дружинин относил Н. В. Гоголя и в особенности его последо­вателей, писателей так называемой «натуральной школы».

Подлинное искусство не имеет ничего общего с прямым поу­чением. «Твердо веруя, что интересы минуты скоропреходящи, что человечество, изменяясь непрестанно, не изменяется только в одних идеях вечной красоты, добра и правды», поэт-артист «в бескорыстном служении этим идеям видит свой якорь... Он изображает людей, какими их видит, не предписывая им исправ­ляться, он не дает уроков обществу или если дает их, то дает бессознательно. Он живет среди своего возвышенного мира и сходит на землю, как когда-то сходили на нее олимпийцы, твердо помня, что у него есть свой дом на высоком Олимпе». Идеалом художника-артиста в русской литературе был и оста­ется А. С. Пушкин, по стопам которого и должна следовать со­временная литература.

Бесспорным достоинством либерально-западнической крити­ки было пристальное внимание к специфике литературы, к отли­чию ее художественного языка от языка науки, публицистики, критики. Характерен также интерес к непреходящему, вечному в произведениях классической литературы, к тому, что определя­ет их неувядающую жизнь во времени. Но вместе с тем попытки отвлечь писателя от «житейских волнений», приглушить автор­скую субъективность, поселить недоверие к произведениям с яр­ко выраженной общественной направленностью свидетельство»-вали об известной ограниченности эстетических взглядов этих критиков.

Подпись: Доклад по литературе

На тему:

“Русская литература 60-х годов
 XIX века”



 



Ученицы 10 класса

Школы №357

Козловой Марии