Русская литература 60-х годов XIX века, страница 3

В этих условиях художественный синтез возникал на более уз­ких временных и пространственных отрезках жизни, чем в реа­лизме первой половины века: необходимость определенной спе­циализации и локализации диктовалась особым состоянием мира, типичным для эпохи 60-х годов. Стремление к гармонически-урав­новешенному изображению бытия нередко оборачивалось художе­ственным схематизмом: живая и подвижная действительность ус­кользала от писателя, нацеленного на создание универсальных художественных обобщений и завершенных эстетических форм. Приходилось идти на компромисс и нередко пренебрегать устояв­шимися и незыблемыми правилами художественности ради прав­ды жизни.

Русская литература 60-х годов в лице своих гениев, творцов классического романа, создавала обобщенный, синтезированный образ народной России. Но такая обобщенность требовала отвле­чения от реального многообразия и пестроты народного мира, от индивидуальной неповторимости каждого уголка, каждой дере­вушки на бескрайних русских просторах. Появилась целая плеяда писателей-демократов, по-своему восполнявших пробел, возникав­ший в литературе, устремленной к созданию больших, синтезирую­щих форм. В эпоху торжества русского классического романа, в период исключительного расцвета литературы как особой формы художественного сознания потребовались писатели, которые, не мудрствуя лукаво, собирали на глазах у общества цветную мозаику народной жизни, ничего в ней не усекая и с предельной осто­рожностью используя специфические возможности литературы.

К числу таких писателей принадлежал, например, С. В. Макси­мов, автор уникальных по богатству и пестроте схваченных в его произведениях форм народной жизни. Его книги «Лесная глушь», «Год на Севере», «Сибирь и каторга» стали, по словам Щедрина, «настольными для всех исследователей русской народности». Ше­стидесятые годы были особенно богаты писателями-первопроход­цами, которые не претендовали на создание целостных, художест­венно завершенных картин и ограничивались «отрывками, очер­ками, сценками». Но эти первопроходцы готовили, по мысли Щедрина, почву для новых литературных форм, более широко и всесторонне обнимающих живое многообразие окружающего мира. Тот же Максимов дал богатые материалы для творчества М. Е. Салтыкову-Щедрину и Н. А. Некрасову, оказал влияние на «Историю одного города» Щедрина, на создание некрасовских поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хо­рошо». В то же время книги Максимова сохраняли и сохраняют собственную познавательную и эстетическую ценность. Без них наше представление о России, о ее прошлом, о народе и его куль­туре было бы в значительной степени обедненным.

Погоня за ускользающим временем, за переменчивыми и плав­кими формами жизни нередко приводила отдельных писателей-шестидесятников к эмпиризму и бытописательству, к утрате в ис­кусстве синтезирующих начал. Классическим примером таких ут­рат является творчество П. Д. Боборыкина. Даже в характере этого писателя сказывались чрезмерная возбудимость и впечатли­тельность, неуемная жажда перемены мест: он вел кочевой образ жизни и ни в одном городе не задерживался более двух месяцев подряд. Это был писатель с фантастической плодовитостью: двад­цать романов, пятьдесят повестей и рассказов, двадцать драмати­ческих произведений и огромное количество публицистических и литературно-критических эссе, фельетонов.

Для произведений Боборыкина характерна эскизность и неза­вершенность, в них отсутствуют цельные художественные типы и широкие обобщения. Романы «В путь-дорогу» (1862) и «Земская жизнь» (1863) содержат в себе огромное количество вставных эпи­зодов и несметную толпу действующих лиц, большая часть кото­рых не нужна для развития сюжета. Вместе с тем критика отме­чала уникальную именно для Боборыкина способность схватывать и изображать «настоящий момент общественной жизни», тот жи­вой нерв ее, который бьется именно сегодня. Но в отличие от Тургенева это «уловление моментов» у Боборыкина страдает лег­ковесностью, ему явно не хватает художественной глубины и кон-цептуальности. За микроскопическим анализом мельчайших дета­лей, оттенков, нюансов ускользает целое, не схватывается единая картина жизни: наблюдения довлеют себе, произведение превра­щается в мертвый склад набросков, на скорую руку сшитых не­хитрой сюжетной канвой. Произведения Боборыкина заставляют