Русская литература 60-х годов XIX века, страница 5

Становлению эпоса способствовали и другие исторические об­стоятельства. Шестидесятые годы явились, по словам В. И. Лени­на, временем, когда «классовые антагонизмы буржуазного обще­ства были совершенно еще не развиты, подавленные крепостниче­ством, когда это последнее порождало солидарный протест и борьбу всей интеллигенции, создавая иллюзию об особом демо­кратизме нашей интеллигенции, об отсутствии глубокой розни между идеями либералов и социалистов»'.

И хотя после 1861 года эта рознь начинала ясно выявляться и осознаваться, существовавшие на протяжении всего XIX века об­щедемократические задачи взывали к эпосу и в последующие годы литературной эволюции. В противоположность аналитическому принципу изображения общества у западноевропейских мастеров реализма (см. «Человеческую комедию» Бальзака) в русской ли­тературе утвердился эпический принцип изображения «судьбы человеческой» и «судьбы народной» в их единстве и исторической взаимосвязанности. Однако национальный кризис, который переживала Россия, дал художественному сознанию не только ощущение демократи­ческого единства русской жизни, но и нарастающих противоречий внутри него. И хотя к эпосу с разных сторон подходили все рус­ские писатели, он не всегда обретал полнокровную жизнь в их творчестве, сохраняясь подчас лишь как ориентир, как «держа­щийся в уме» идеал.

На пересечении эпических тенденций литературного процесса и практической невозможности их полного осуществления в рус­ской литературе 60-х годов зарождается оригинальный художест­венный жанр книги очерков или рассказов—эпический цикл. Он не только остается равноправным жанром литературы, но да­же выдерживает соперничество с русским романом. Недаром у нас стали классиками писатели, творчество которых не выходило за рамки очерковых циклов. Писательская судьба Г. И. Успенско­го—наглядный тому пример.

Но примечательно, что ни один из русских писателей 60-х го­дов на пути к поэме или роману не миновал обращения к эпиче­скому циклу. Широкие перспективы эпопейным устремлениям русской прозы открыл Тургенев своими «Записками охотника». Вслед за Тургеневым к циклу «Севастопольских рассказов» обра­тился Толстой. «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина явились важной вехой в становлении его сатиры. Романы Достоевского вырастали на почве предваряющих «Записок из Мертвого дома». В этих книгах созревало и формировалось «эпическое зерно» бу­дущих романов, целостный образ России, ядром которого оказы­валась народная жизнь.

Для последующих судеб русского искусства будут значимыми не только рожденный этими книгами образ поэтической России, но и противостоящий ему образ России «мертвой», антипоэтиче­ской. Таковы целостный и по-своему монолитный мир крепостни­ков в «Записках охотника», мир бюрократии в «Губернских очер­ках», группа господ офицеров в «Севастопольских рассказах», «вынужденное общее сожительство» в каторжных казармах у Достоевского.

В это же время эпические циклы обладали собственными со­держательными возможностями, обеспечивавшими им независи­мое и равноправное существование среди других повествователь­ных жанров. В классическом романе Тургенева и Достоевского, даже в толстовском романе-эпопее «Война и мир» народная жизнь изображалась все-таки суммарно, в коллективных ее по­ступках и проявлениях. Отдельные народные характеры приобре­тали здесь обобщенный смысл. Символом патриархального «ми­ра» являлся «круглый» Платон Каратаев, символом непокорной, буслаевской его ипостаси оказывался Тихон Щербатый. В «Пре­ступлении и наказании» хрупкая Сонечка Мармеладова являлась тоже носителем народного начала и на ее образ падала непомер­но большая идейно-художественная нагрузка. Освещение народ­ной жизни в романе 60-х годов приобретало большую концепту-

яльность, но за счет утраты той художественной раскрепощенно­сти, которую мог позволить себе автор очерка или очеркового цикла.