Нестандартные формы уроков литературы

Страницы работы

Содержание работы

Нестандартные формы уроков литературы

Необходимо определить, что понимается под традиционной и нетрадиционной, т.е. нестандартной формой проведения урока литературы. Исторически сложилось, что традиционными формами изучения литературы стали лекция, беседа и уроки письменных работ. Причем, лекция как форма и метод обучения трактуется достаточно широко, например, в методике В.В. Голубкова:  и сообщение нового материала, и рассказ учителя, и выразительное чтение1.

Поиск новых форм обусловлен многими причинами: разнообразия преподавания с целью уйти от монотонности, однообразия в школе; выбор наиболее эффективных на разных этапах изучения художественного произведения; развитие творческой деятельности школьников. Современная педагогика предлагает множество нестандартных форм проведения урока. Так, в современном учебнике по педагогике перечисляются 36 таких уроков, и это только «наиболее распространенные типы нестандартных уроков»2. В «Справочнике администрации школы по организации учебного процесса» также перечисляется 36 нестандартных типов урока и их виды3. В книге В.М. Лизинского «О методической работе в школе» рассматривается 39 видов, типов, форм уроков и их вариантов4.

Сразу оговорим, что тип связан с основными направлениями, задачами (образовательной, дидактической и воспитательной) урока, а вид – это конкретные организационные формы реализации данных задач.

Наша задача - определить: какие типы данных уроков «работают» в методике преподавания литературы и в чем их особенности. Многие из перечисляемых нестандартных форм урока можно условно отнести к нескольким группам: игровые, концертные, научно-исследовательские.

Игровые формы урока.

1)Возможно включение игровых элементов в традиционное проведение урока, например, викторины, подготовленной учителем или самими учениками; конкурса выразительного чтения, чтения по ролям, инсценировки басни, рассказа, явления драматического произведения, заочной экскурсии при изучении биографии писателя.

2) В школьной практике становится распространенным использование телевизионных игр в качестве формы проведения, как урока, так и внеклассных занятий. КВН, «Слабое звено», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Блеф клуб», «Умники и умницы» и другие привычные и знакомые школьникам телевизионные игры оказываются формами повторения и закрепления, а чаще контроля и проверки знаний учащихся.

3) Уроки – путешествия, заочной экскурсии. В зависимости от уровня учащихся, их возраста можно путешествовать вместе с писателем, например, с Маяковским по Союзу Советов; с героями художественных произведений, например, вместе с Чичиковым побывать в гостях у помещиков. Заочная экскурсия 5 связана в первую очередь с проведением уроков по изучению биографии писателя, например, такие темы предлагает В.Г. Маранцман: «Тургенев в Спасском-Лутовинове», «Отечество нам – Царское Село»6, их перечень легко можно продолжить: «Пушкин в Михайловском», «Толстой в Ясной Поляне» и другие подобные темы. При чтении и изучении художественных произведений также правомерно обращение к форме путешествия или экскурсии, например, по Петербургу  Пушкина, Достоевского на уроках изучения «Евгения Онегина»,  «Преступления и наказания».

4) Ролевые игры: уроки в форме пресс-конференции, заседания Круглого стола, театральной репетиции. При этом учащиеся оказываются в роли «писателя», «критика», «издателя», «редактора», «художника – иллюстратора», «режиссера», «оформителя сцены», «актеров» и т.п.

 Обращение к такой форме проведения урока возможно на любом этапе изучения художественного произведения. Например, на вступительных уроках пресс-конференция представления новой книги, в которой будут участвовать «представитель писателя», «издатель», «критик», «художник», «читатель». Задание для остальных учеников: выбрать для себя роль корреспондента какого-либо печатного издания (газеты, журнала) или радио и телевидения и определить собственную позицию или платформу той организации, которую они представляют. На уроках анализа, изучения литературно-критических статей или заключительных занятиях эффективным методом обучения может оказаться проведение урока в форме заседания Круглого стола, участие в котором может принять весь класс.

Похожие материалы

Информация о работе