Нестандартные формы уроков литературы, страница 2

Вторая группа нестандартных форм проведения уроков литературы условно может быть названа концертной или праздничной. Как в среднем звене, так и в старших классах  уроки изучения лирики превращаются в импровизированные концерты с выразительным чтением стихов, исполнением песен, романсов, классической музыки. Типы таких уроков:

литературный монтаж, 2) литературно-музыкальный концерт, 3) литературная гостиная, 4) литературное кафе –идеально соответствуют материалам изучения биографии поэта, знакомства с лирикой, с определенным периодом литературного процесса, например, «Поэты пушкинской поры», «Серебряный век русской поэзии», «Современная поэзия», «Авторская песня».

 5) Театрализованное представление или урок – спектакль. Материал таких уроков предполагает инсценирование как драматического, так и эпизодов эпического произведения. В методике преподавания литературы нередко звучит мысль о трудности восприятия драмы как рода литературы7, такой урок будет способствовать и формированию интереса к литературному произведению, выявлению специфики драмы как рода литературы и, конечно, активизации творческой деятельности учащихся.

   6) Интегрированные уроки, так как это обычно уроки пересечения литературы и музыки, живописи, МХК, ИЗО.

Третью группу нестандартных форм уроков можно назвать научно-исследовательские уроки.

1)  Лекция традиционно является основным методом в преподавании и изучении литературы в школе. Лекция в школе имеет свои особенности и предполагает постепенное обучение школьников восприятию лекционного изложения материала. Но лекция как изложение научного материал является основным методом на следующем этапе обучения, в сфере высшего образования (как и семинар, и конференция). Поэтому нередко среди перечисляемых нестандартных форм урока указывается и лекция, например, в  «Справочнике администрации школы по организации учебного процесса» приводится 7 видов урока-лекции как нетрадиционного типа8. Из предлагаемых видов следует выделить лекцию вдвоем,  лекцию-консультацию и лекцию-провокацию. В первом случае ученик не только и не столько помогает в чтении лекции учителю, сколько пробует свои силы в подготовке и изложении лекционного материала по некоторым аспектам рассматриваемой проблемы. Лекция-консультация может предшествовать урокам, предполагающим самостоятельную работу учащихся, например, по анализу художественного произведения, написания сочинения. Лекция-провокация видится целесообразной на уроках закрепления и обобщения c целью проверки и активизации полученных знаний.

2) Диспут такжедостаточно распространенное явление в школьной практике. Об эффективности этой формы работы писали неоднократно. Именно диспут стимулирует творческую самостоятельность учащихся, способствует формированию собственной точки зрения, умению отстаивать и обосновывать свою позицию, умению вести диалог. Важна формулировка темы, уже содержащей проблему, возможность спора9.

3)   Семинар и 4)  конференция более сложные формы самостоятельной исследовательской работы учащихся. Семинар может оказаться эффективным на заключительных занятиях в старших классах по изучению монографической темы. Конференция может стать итоговым, заключительным занятием по крупной теме или изучению большого периода в развитии истории литературы. Так, в программе «В мире литературы» под ред. А.Г. Кутузова школьная конференция является итоговым занятием каждого года обучения. Подготовка школьников к конференции предполагает большую самостоятельную исследовательскую работу.

4) Урок без учителя. Проведение такого урока возможно на любом этапе изучения художественного произведения. Ученик ли группа (2-3) готовят и проводят урок по выбранной им теме.

Нестандартная форма проведения урока предполагает не только каждый раз особый порядок ведения урока, но и специальное оформление класса (соответствующая расстановка парт, декоративное оформление и т.п.). Распределение нестандартных форм проведения  уроков литературы по указанным группам, конечно, условно. Так, одна и та же форма урока может быть отнесена как к игровым формам, так и к научно-исследовательским, например, заседание Круглого стола, пресс-конференция. Особо следует оговорить интегрированные уроки, которые в зависимости от материала урока могут соответственно оказаться во второй или в третьей группе, концертных или научно-исследовательских формах урока, например, уроки литературы и русского языка, иностранного, истории, географии, права.