Повышение качества автотракторной техники на основе анкетирования и моделирования, страница 7

п.п.

Наименование исходного параметра

Показатель

Величина

параметра

1

Эффективная мощность, кВт

Ne

117,7

2

Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/ мин.

n

1250

3

Число цилиндров

i

4

4

Давление окружающей среды, бар

Po

1,013

5

Давление перед впускными клапанами, бар

Pk

1,45

6

Температура окружающей среды, K

To

293

7

Степень сжатия

ε

14

8

Коэффициент наполнения

Ƞv

0,95

9

Давление остаточных газов, бар

Pr

1,35

10

Температура остаточных газов, K

Tr

850

11

Подогрев свежего заряда, K

ΔT

10

12

Весовая доля в топливе:

– углерода, C;

– водорода, H;

– кислорода, O

C

H

O

0,86

0,13

0,01

13

Коэффициент избытка воздуха

α

1,7

14

Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна

λ

0,270

15

Показатель политропы сжатия

n1

1,36

16

Низшая теплота сгорания топлива, МДж/ кг

Hu

42,5

17

Показатель характера сгорания

m

0,4

18

Продолжительность сгорания, град. п.к.в.

φ

120

19

Показатель политропы расширения

n2

1,42

20

Коэффициент эффективности сгорания

ξ

0,86

21

Показатель политропы сжатия в компрессоре

nн

1,66

22

Диаметр цилиндра, мм

D

145

23

Ход поршня, мм

S

205

24

Рабочий объем цилиндров, л

i·Vh

13,5

25

Среднее эффективное давление, бар

Pe

8,4

26

Удельный расход топлива, г/кВт·ч

ge

242

27

Угол опережения воспламенения, град. п.к.в.

Θ

7,5

28

Шаг расчета процесса сгорания, град. п.к.в.

Δφ

5

При форсировании его скоростного режима работы встречаются серьезные препятствия, связанные с ростом механических потерь, увеличением газодинамических сопротивлений и уменьшением износостойкости сопряжения поршневых колец с поршнем и гильзой цилиндров. Форсирование двигателей приводит к повышению тепловых и механических нагрузок на узлы и детали требует решения серьезных конструкторских и технологических проблем. В последние годы наблюдается тенденция к отказу от значительного повышения частоты вращения двигателей.

Увеличение литража двигателя используется при создании унифицированных семейств, отличающихся числом цилиндров. Примером такого направления является создание семейства 4-х, 6-и, 8-и цилиндровых ДВС. Например, двигатель для автомобиля ГАЗ-51 и «Победа» М-20; ВАЗ-2108 и «Ока». При увеличении числа цилиндров повышается равномерность хода двигателя и улучшается его уравновешенность, облегчается пуск, уменьшается масса маховика. Мы исследуем базовый дизель Д-160 с четырьмя цилиндрами, поэтому также отказываемся от этого направления.

Третье направление повышения мощности двигателя – увеличение среднего эффективного давления (Pe).

Варьируя и изменяя рядом показателей, таких как Pk, ε, Ƞv, φ, Θ, ΔTохл, проследим степень влияния их на Pe:

А. Степень сжатия ε.

С точки зрения термодинамики желательно иметь как можно большее значение ε, так как повышение ε ведет к росту КПД двигателя. Величиной ε дизеля определяется пусковые качества двигателя и особенно способность к запуску в условиях низких температур. Однако использование слишком высоких степеней сжатия приводит к росту максимального давления сгорания Pz , и как следствие, к увеличению механических нагрузок на кривошипно-шатунный механизм. Эти рассуждения проиллюстрируем рис. 2.