Общие требования и рекомендации к оформлению рефератов по инженерно-техническим дисциплинам, страница 8

3.3. Аналитическая стадия

На аналитической стадии подготавливаются обоснованные предложения по выбору оптимального варианта решения проблемы. Эта стадия включает два взаимосвязанных элемента: инженерный анализ, в ходе которого проводятся теоретические и экспериментальные исследования, например, моделирование, расчеты (прочностные, теплофизические, кинематические, динамические и др.) и технико-экономический анализ (ТЭА). Следует отметить, что сложившаяся практика на многих НИИ, предприятиях при проведении НИР и ОКР такова, что ТЭА проводится на завершающих стадиях конструирования, когда нужно «экономически» доказать ее целесообразность. При этом в расчеты закладываются априорно заданные значения показателей, т.е. выполняется скорее всего технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта (разработки). Мы же считаем, что ТЭА необходимо проводить на ранних стадиях НИР и ОКР. В творческой бригаде разработчиков (или самостоятельно) должен быть и экономист, выполняющий эту работу. В реферате следует особое внимание уделить этой стадии решения локальной технической задачи. Способы достижения цели – повышение экономической эффективности конструкторских, технологических и организационных решений могут быть разные: экономическое обоснование решений на основе сравнительной экономической эффективности альтернативных вариантов; оптимизация решений на основе технико-экономического анализа. Видами ТЭА являются: интуитивный анализ, основу которого положен талант, знания, опыт конструктора, технолога, организатора и др.; параметрический анализ (ПА) – поиск взаимосвязей между параметрами, показателями техники, ее качественными показателями, характеристиками условий производства и эксплуатации и др., с одной стороны, и экономической эффективностью техники, – с другой; функционально-стоимостной анализ (ФСА) – поиск наиболее эффективных способов реализации функций, для выполнения которых предназначена машина [9].

ТЭА предусматривает расчет следующих величин: себестоимости экспериментальных работ или производственных затрат на испытания; первоначальной балансовой стоимости оборудования, аппаратуры и т.п., запланированной для выполнения исследований в лабораторных или производственных условиях; коммерческой оценки инвестиционного проекта (финансовая состоятельность и эффективность инвестиций). Уделить внимание социальным результатам, а также ожидаемому влиянию новых машин, оборудования, материалов, процессов и т.д. на окружающую среду и условия жизни человека. Необходимо изучить и политические результаты от проведенных НИР и ОКР – укрепление обороноспособности и экономической независимости России, признание НИР и ОКР научной общественностью. Отметить участие в выставках, конференциях, симпозиумах, наличие патентов, «ноу-хау» и другой интеллектуальной собственности. Отразить учебно-исследовательский и общенаучный эффект от проделанной работы. Виды эффектов НИР и ОКР представлены в прил. 12.

Выполняя ТЭА машин, можно решать как «прямую» задачу, так и «обратную». При решении «прямой» задачи ТЭА проводится по анализу показателей качества машины с оценкой ее эффективности на «выходе». Смысл решения «обратной» задачи в следующем: по заданным на «выходе» экономическим целям определяют обеспечивающие их значения технических характеристик на «входе». При этом оценивают возможность достижения требуемой (заданной) эффективности и необходимость корректировки экономических целей, если они не обеспечиваются техническими возможностями. С целью повышения производительности и эффективности расчетно-исследовательских работ возникает необходимость их автоматизации путем создания (на первичных этапах части программ), а далее – создание экономического модуля, например «ДВС-дизель» в рамках САПР, как инструментария экономического проектирования машин. Таким образом, перевод НИР и ОКР на более высокий качественный уровень (выполнение ТЭА) требует более активного применения ЭВТ в расчетах по проектированию и созданию новой эффективной техники. На кафедрах вуза создаются прикладные программы оценки эффективности направлений совершенствования АТТ (по затратам или результатам), которые могут быть использованы студентами при раскрытии темы реферата.