Общие требования и рекомендации к оформлению рефератов по инженерно-техническим дисциплинам, страница 7

Справочно-информационное обслуживание на предприятии осуществляется путем подготовки ответов на разовые вопросы или же регулярным обеспечением информационными материалами по заявленной конкретной тематике.

Уровни качества и экономической эффективности новых машин закладываются на стадии разработки технического задания (ТЗ). Поэтому на стадии ТЗ весьма эффективно применение методов экономического проектирования машин [8]. Одной из целей экономического проектирования машин является обеспечение через свои параметры и характеристики выхода на намеченные экономические показатели или энергетической оценки направлений совершенствования автотракторной техники (АТТ) с выходом на показатели эффективности.

Технический уровень (ГОСТ 15.465-79) – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений технико-экономиче-ских показателей (ТЭП), характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.

Показатели – обобщенная количественная характеристика социально-эконо-мических явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью. Выделяют следующие виды показателей: технические, технико-экономические и экономические и другие. Технико-экономические показатели (ТЭП) характеризуют оборудование и технологию производства в связи с экономической значимостью отдельных сторон производственного процесса. ТЭП выражают органическую связь технической и экономической сторон производственной деятельности [10].

Одна из методик оценки технического уровня машин приведена в работе [4]. Классификация показателей качества промышленной продукции приведена в прил. 10. Перечень показателей качества, характеризующих технический уровень машин, достаточно обширен. Так для ДВС их порядка 96, для тракторов  – 104. Примерный список показателей, характеризующих технический уровень ДВС, приведен в прил. 11.

К числу показателей качества относят также и экономические показатели. Экономические показатели – показатели, характеризующие продукцию с точки зрения затрат на ее создание и эксплуатацию и результатов (отдачи), т.е. эффективность изделия. Следует отметить, что экономические показатели, по-видимо-му, непосредственно не отражают качество изделия. Может быть, что плохая машина будет дорогой, а хорошая машина – дешевой. Экономические показатели дают, в первую очередь, представления о затратах и результатах создания и потребления изделия данного качества, т.е. характеризуют эффективность изделия. Расчет экономических показателей следует проводить в соответствии с основными положениями экономической метрологии. Метрология – наука об измерениях, методах достижения их единства и требуемой точности. К числу важнейших задач экономической метрологии относят изучение, разработку и обеспечение единства принципов и методов измерения экономических явлений, разработка методик необходимой и достаточной точности изменений и экономических расчетов. Определив показатели качества промышленной продукции, студенты сводят их в таблицы, сопоставляют с показателями АТТ, принятой за базу сравнения или эталоном (прил. 11). Делают выводы о технических и экономических преимуществах анализируемой АТТ и показывают за счет каких мероприятий реализован технический уровень. Показывают тенденции развития АТТ, пути и способы решения технических проблем в производственной практике. При отсутствии необходимых данных следует использовать приближенные методы расчетов затрат и результатов [5]. Например, при расчете себестоимости машин можно использовать методы укрупненной нормативной калькуляции, метод удельных весов, параметрический и корреляционный методы и др. В частности, для ДВС применим метод приведения к базовому блоку (элементарный блок ДВС), если имеются фактические данные или есть возможность рассчитать себестоимость элементарного блока по его основным размерам.

3.2. Творческая стадия

На творческой стадии выполняется поиск творческих решений поставленной задачи и их эскизная проработка. Повысить эффективность творческого процесса формирования идей можно с помощью специальных методов: «мозговой штурм» (прямой и обратный), морфологический анализ, методы эвристических приемов, синетика и др. [6, 7].