Культура и техника общения как часть речевого этикета

Страницы работы

Фрагмент текста работы

текст лекции 3

Введение

В жизни всегда были и останутся отноше­ния, которые обеспе­чи­вают наивысшую эффективность в выполнении про­фес­сиональных функ­ций. Участники какого-либо взаимо­дейст­вия всегда стараются сохранить наиболее оптималь­ные фор­мы этого взаимодействия и пра­вила поведения. На фирме с устоявшимся имиджем от но­вичка обяза­тельно будут тре­бо­вать неукоснительного соблюдения отработанных и прове­рен­ных правил делового общения, так как они облегчают выпол­нение профессиональных функций, способствуют достиже­нию постав­ленных целей, вне зависимости, — нравится ли это новичку. В том или ином коллективе деловых людей скла­дываются определенные традиции, которые с течением вре­мени приобретают силу моральных принципов и со­ставляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений всегда есть какие-то стан­дартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и выраба­тывают формы и правила поведения. Этот набор правил и составляет этикет делового общения. Этикет деловых отношений определяется, в частности, как свод правил поведения в бизнесе, который представ­ляет внеш­нюю сторону делового общения. Соблюдение норм рече­во­го эти­кета — необходимое условие ведения любого дело­во­го разговора. Речевой служебный этикет требует, чтобы ко всем участникам коммуникации применялись одинаковые мер­ки.

При соблюдении всех условий общение станет инте­рес­ным, собеседники не потеряют хорошего расположения духа, не утомятся и, как бы забавляясь общением извлекут из него пользу, — так как даже самый умный человек в таком об­щении всегда найдет сюжет для размышления.

Данная лекция является составной частью курса "Этика делового общения" и предназначена для студентов всех спе­циальностей и всех форм обучения.

При внимательном и вдумчивом изучении текста вы сумеете построить формулы речевого этикета.

Понятие и содержание речевого этикета

Речевой этикет — это совокупность правил, прин­ципов и конкрет­ных форм общения. Слово "этикет" — фран­цузского происхождения и в переводе означает ярлык, эти­кетку, цере­мо­ниал, т.е. порядок проведе­ния какой-либо цере­монии. В рус­ский язык оно вошло в XVIII столетии как свод правил, при­ня­тых при дворах монархов. В настоящее время понятие рече­вого этикета толкуется как принятые в общест­ве культур­ные нормы общения и поведения. Речевой этикет— синоним культуры общения. Применительно к сфере социаль­ной рабо­ты это совокуп­ность норм культурного делового общения.

Деловое общение должно отвечать целому ряду требо­ва­ний. Среди них ориентация на конструктивный результат, стрем­­­ление к раз­реше­нию конфликта, спорного положения и как ре­зу­льтат — дости­жение дого­­воренности, соглашения. Аль­тер­на­ти­вой конст­руктивного стиля яв­ля­­ется деструк­тивный стиль, сво­­дящий общение к конфронтации, конф­лик­ту, меж­личност­ному противостоянию. В деловом обще­нии отно­ше­ние к обсуж­дае­мой проблеме не зависит от отно­шения к партнеру по обсуж­­дению. Это предполагает выявле­ние проблемы в "чистом виде"; оценку спор­ного вопроса, исхо­дящую из объективных кри­те­ри­ев; неза­ви­симую экс­пертизу ситуации, формули­рова­ние заклю­чения, исходя из прин­ципи­ального равенства, толе­рантности, допус­тимости пра­ва иной стороны на свое собст­венное мне­ние. Речевой этикет в деловом обще­нии предпо­ла­гает лояль­ное, уважи­тельное отношение к собеседнику, ис­поль­зование

Похожие материалы

Информация о работе