Биография и идеология Константина Сергеевича Аксакова, русского публициста, литературного критика, лингвиста и главы русских славянофилов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

АКСАКОВ К.С. (1817-1860)

Среди славянофилов нельзя не упомянуть Константина Сергеевича АКСАКОВА (1817-1860),  сына крупного оренбургского помещика,  учившегося на словесном  отделении  Московского  университета,  где  он  познакомился со Станкевичем и вошел в его кружок.  После окончания университета Аксаков занимается научно-литературной деятельностью и сотрудничает с такими изданиями как «Телескоп»,  «Молва»,  «Московский наблюдатель»  и  пр.  Становится  славянофилов,  а  к  1842 г.  относится его первое столкновение в печати с западниками,  в частности с Белинским.  В 1846 г. он опубликовывает свою магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка»,  которую  защищает  на следующий год в надежде занять профессорскую кафедру.  Однако диссертация вызвала цензурные затруднения, по всей видимости, объясняемые его концепцией.

Ход русской литературы и его отношение к западной мысли Аксаков  вогнал  в  триаду:  национальная  замкнутость (допетровское время) - подражательность (18 в.) - возврат  к  гациональности,  свободной от ограниченности и познанной через другое (19 в.).  Причем в своей диссертации он объявил петровские преобразования чуждыми духу русского народа.

Накануне реформы,  в 1855 г.,  он передает Александру П записку «О внутреннем состоянии России»,  где излагает основные идеи славянофильства, подкрепленные фактами из истории страны.

Аксаковская историко-социологическая  теория перекликается с основными идеями Хомякова и Киреевского. Движущей силой общественного  прогресса Аксаков считал духовное начало,  а не игру материальных сил. Мысль «движет всем», изменяя весь социальный строй,  формируя человеческую психологию, формы убеждений и верований.  Различие идей вызывает борьбу, споры, столкновения,  которые составляют «неотъемлемую часть человечества» и охватывают не только духовную, но и, как ее отражение, материальную сферу жизни.

Отличительной чертой человека,  выделяющей его из «бездушной  природы»,  Аксаков объявил свободную волю,  дарованную богом. Бог в человеке, вера в человеке делают из него существо нравственное.  А посему религиозные и нравственные факторы являются главными в истории,  непосредственно определяющими  общественную,  политическую и духовную жизнь.  Отсюда,  конечной целью в истории является реализация учения Христа,  построение царства божьего на земле.

Центральное место в аксаковской социологии занимает теория «государства и земли»,  которые признаются двумя основными, «союзными силами» русской истории. В этой теории все построено  на  противопоставлении  государства и общины,  закона и внутренней  свободы  человека,  государственного   насилия   и нравственного   долга.  Государство  Аксаков  представлял  как внесословный и надобщественный орган и отрицал его позитивную общественную роль.  «Государство,  - писал он, - как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве,  как  идее,  как принципе;  надобно говорить не о том,  какая форма хуже и какая лучше, какая форма истинна, какая ложна,  а о том,  что государство,  как государство,  есть ложь».

Этой теорией он фактически предвидел анархизм Бухарина.

Как и другие славянофилы, Аксаков подчеркивал разность

исторических путей Западной Европы и России, рассудочность западной

Похожие материалы

Информация о работе