Биография и творческая деятельность Николая Яковлевича Данилевского, русского публициста, естествоиспытателя, социолога, общественного деятеля и сановника

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Н.Я.ДАНИЛЕВСКИЙ (1822-1885)

Николай Яковлевич Даниелвский,  известный русский  публицист, естествоиспытатель, социолог, общественный деятель и сановник,  родился в семье генерала. В 1842 г. окончил Александровский лицей,  затем, проявляя большой интерес к естественным наукам,  поступил вольнослушателем на  естественный  факультет Петербургского университета, где обучался в 1843-1847 гг., выдержав впоследствии экзамен на степень бакалавра ботаники. Увлекшись идеями Фурье,  он примкнул к революционной группе Петрашевского,  за принадлежность к которой просидел сто  дней  в Петропавловской крепости.  Следствие доказало, что Данилевский трактовал учение Фурье не как революционное,  а как чисто экономическое.  Получив свободу,  Данилевский, однако, был выслан из Петербурга, сперва в Вологодскую губернию, откуда вскоре он перевелся на службу в Самару,  где работал при губернаторе.  В 1853 г.  он принял участие в экспедиции Бэра на Нижнюю Волгу и Каспий.  В  1857  г.  он  переходит  на  службу  в департамент сельского хозяйства, руководит многочисленными экспедициями, в том  числе  по борьбе с филлоксерой в Крыму.  Был директором Никитского ботанического сада,  а в своем имении на южном берегу Крыма занимался селекцией плодов и винограда.  Кстати,  там же он написал свои основные труды: «Россия и Европа», где излагает свою социологическую концепцию,  и «Дарвинизм.  Критическое исследование»,  где пытается доказать несостоятельность эволюционной теории.

Данилевский был типичным представителем панславизма.  В своей  книге «Россия и Европа» он развивает теорию «культурно-исторических типов» человечества,  исходя из органической теории.  Раз в природе не существует всеобщего биологического закона,  то не может быть и единого исторического плана развития общества,  а, следовательно, и общей исторической науки. Общечеловеческой цивилизации,  по его мнению, нет и быть не может.  Доказательством  сему является несовпадение одно-порядковых фаз развития народов во времени. Деление истории на древнюю, среднюю (средневековую) и новую не может удовлетворить потому, что в каждой из этих временных периодов народы находятся на разных ступенях развития. Считается, что падение Римской империи положило начало средневековью,  тогда как, например, Индия и Китай в это время остаются на том же уровне. Распространение христианства среди разных народов тоже происходит  не  одновременно.  Грань  между средней и новой историей не совпадает не только в частях света,  но и внутри социальных организмом одного и того же  континента.  Но  раз  народы развиваются так неравномерно, значит,  единого  поступательного  общечеловеческого  процесса исторического развития нет,  есть только смена культурно-исторических типов.

Не все народы,  по Данилевскому,  могут положить начало культурно-историческому типу,  потому что не все народы в одинаковой  степени обладают «жизненной силой» к самостоятельному развитию.  Некоторые из них,  возникая,  не дают, так сказать, потомства и служат почвой,  удобряющей

Похожие материалы

Информация о работе