Биография и идеология Юрия Федоровича Самарина, русского публициста и философа-славянофила

Страницы работы

Содержание работы

САМАРИН Ю.Ф. (1819-1876)

И, наконец, одним из видных славянофилов считается Юрий Федорович САМАРИН (1819-1876),  происходивший из  аристократической  среды,  близкой  к  царскому двору.  Самарин в 1834 г.  поступил на словесное отделение Московского  университета,  по окончании  которого  написал  магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович»,  в которой  стремился  доказать превосходство православия над католицизмом и протестантизмом.  С 1844 г.  Самарин состоит на государственной службе,  занимая ряд ответственных постов в различных ведомствах столицы и провинций.

Литературно-публицистической деятельностью  он  занимается с середины 40-х гг.,  посвятив немало  работ  философским вопросам,  например:  «Письма о материализме»,  «Предисловие к сочинениям Хомякова»,  «По поводу сочинений Макса  Мюллера  по истории религии» и пр.  Его же перу принадлежит интересная работа «Письма об иезуитах».

Ничего нового  в  славянофильскую  идеологию  Самарин не внес.  Он повторяет рассуждения Хомякова и Киреевского об  односторонности римско-германской цивилизации,  о ложности католицизма и протестантизма и о воплощении  истинных  начал  общественного  устройства в византийско-русском православии.  Он также идеализирует допетровскую Русь,  призывает к возрождению России на основе православия. Божественная воля объявляется им движущей силой истории;  самобытность России и  ее  будущность связываются с православием, самодержавием и общинным бытом.

Православие, по его мнению, концентрирует все черты духовного  облика народа и придает смысл всем общественным явлениям. Под его воздействием сложилась сама русская земля, община, семейные отношения, нравственность и т.п.

Самодержавие Самарин рассматривал как самую совершенную форму государства,  созданную самим народом.  Подчеркивая «народный характер царской власти», он утверждал, что общины будто бы добровольно отдали себя сначала под власть князей, а затем и царя.  Будущее России он связывает с самодержавием,  утверждая, что «принцип монархический - великое дело нашей истории. Она вся есть не что иное, как развитие этого принципа».

И, наконец,  третьим началом российской жизни он считает общину, которая, по его мнению, составляет «основу, грунт всей русской истории, прошедшей, настоящей и будущей». Община - это освященная православием форма народного быта.  Она выражает не только  материальное,  но и духовное единство русского народа.  Сохранение общины мыслилось им как средство предотвращения  в России «язвы пролетариатства» и классовых столкновений, ввергнувших Европу в революционные потрясения и  породивших  коммунизм, который он пытается представить как притязание «неимущих и не желавших работать».

Славянофильство явилось  толчком для дальнейшего развития общественной мысли в России,  первоначально,  в  основном, историко-социального направления.

Похожие материалы

Информация о работе