Жизненный и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова, страница 6

Источник – чувство неблагополучия,  беспокойства, тяжкие мысли, бессонница. Бессонница заставляет покинуть дом, выйти за город. Жадно смотрит на черты осени. Все прозаические подробности кажутся ему прекрасными. Он отдыхает, созерцая красоту, но от себя не уходит. Он выходит к загородной церкви и вспоминает церковь родного села, возле которой носила его мать и вспоминает о матери. Воспоминания о матери переворачивают всю его душу, т.к. мать для него – это воплощение добрых сил, мать учила добру, хотела, чтобы сын был героем. И он чувствует, на сколько он отклонился от честного пути. И он молит ее повидаться с ним хоть на миг, чтобы  проснулись прежние чувства. И она является рядом с ним не только матерью, но и Прекрасной дамой, и, как рыцарь, он клянется ей найти новую жизнь. А далее многоточие.

Утром в постели обуревают поэтом другие чувства. Он слышит голос, произносящий приговор, не только ему: «Не готовы к трудной борьбе…». Стихотворение заканчивается приговором герою, который не может быть подлинным героем, а может быть лишь рыцарем на час. Этот образ в чем-то сливается с образом лишних людей. Некрасов считал себя человеком 40-Х г.

«Рыцарь на час» как будто бы утверждает банкротство героя. Но оно любимо многими. Для Некрасова важен не только результат, вывод, а сам процесс, это стремление к лучшему, самоказнь, неуспокоенность. Те чувства, которые очищают человеческую душу.

Но у Некрасова была потребность подводить итоги своим раздумьям: «Рыцарь на час», «Элегия».

«Элегия». Некрасов подключается к давней традиции. Элегия – жанр грустных раздумий. Он говорит о том, что его волнуют долговечные и вечные вопросы. Стихотворение начинается полемикой с теми мыслями, которые диктует «изменчивая мода», т.е. о вековечных вопросах и отстаивает эту вековечность.

Такими вопросами остаются 2 главных вопроса его жизни, которые сливаются: о долге поэта и о народной судьбе. Некрасов формулирует их в слиянии. Он говорит о собственной судьбе и жизни, об исполнении  собственного долга («Я лиру посвятил народу своему…», напоминает Пушкинский «Памятник»). Некрасов говорит о выполнении собственного долга, и все-таки стихотворение остается элегией. Грустные мысли вызывают главный вопрос о счастье народа. И 2-ая часть – это разговор о том, как поэт всматривается в народную жизнь и ищет ответ на главный вопрос.

Стихотворение не решает этого вопроса, оно его формулирует, связывается еще одна элегическая  тема: тот народ, которому посвящает, увы, не внимает и не идет навстречу своему певцу. «Элегию» можно считать итоговым стихотворением Некрасова. Она ставит главные некрасовские вопросы, говорит о судьбе и долге. Связано с традицией русской литературы, но  и оно выдержано в некрасовском духе. Оно не дает прямого ответа, выводов. Оно должно подтолкнуть читателя к раздумью.

Главной темой Некрасова остается тема народа. Только меняется по сравнению с лирикой 40-х г.  У Некрасова расширяется образ народа. Рядом с отдельными людьми из народа появляется собирательный образ народа, и появляется философские раздумья о народной судьбе: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога». Эти произведения стоят между стихотворением и поэмой, их называют и так, и так. Стихотворения расширяются и в объеме и в идейном смысле.

Некрасов продолжает говорить о народной жизни горькие неутешительные вещи и все таки образ простого человека как бы высвечивается: «Зеленый шум», «Катерина», «Похороны».

«Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога» стоят на одном стержне – философские раздумья лирического героя. Эти раздумья идут от единичных, конкретных фактов, наблюдений, картинка разворачивается. От конкретного переход к тем объектам, которые автор сейчас не видит, к тому, что он домысливает, воображает.

«Железная дорога» домысливания и реальность. Все это кусочки общих раздумий, а смысл этого общего раздумья – судьба народа. И кончаются размышления прямыми вопросами о народных возможностях. Большого объема, сложных размышлений и строится более сложно.