Жизненный и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова, страница 5

Это новое открытие России дает надежду на лучшее будущее: «Школьник». Новое время одновременно дает Некрасову как бы комплекс новых гражданских идей.

56 г. «Поэт и гражданин». Выходит сборник стихотворений Некрасова, оно открывает сборник, как заставка ко всему, объединяет как бы лирику 40 и 60-х гг. Это диалог 2-х голосов: 1-ый голос гражданина, это требование к новому времени. Новое время требует прежде всего гражданственности от каждого человека. Все остальное вторично. Само искусство в 60-ые  г. становится вторичным, отсюда формула гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В ней как бы уничтожается  поэзия, отсюда уязвимость формулы.

Это формула самоотречения, к которой была склонна вся литература. Многие писатели считали искусство не главным, все для того, чтобы люди жили лучше. Так высоко ставится человек, что искусство готово отречься от своих  нужд.

2-ой голос поэта. Спорит с гражданином. Приводит пушкинские строки, которые считают защитниками чистого искусства. Но тот поэт, который выступает в этом стихотворении, далек от чистого искусства, и он говорит о собственной усталости, надорванности. Т.Е. поэт признает, по сути, правоту гражданина, но он говорит о том, что у него нет сил, чтобы идти за этими идеалами.

Стихотворение «Поэт и гражданин» - это начало 2-х тематических линий:

-  гражданской: о новой морали и о народных заступников,

-  поколения самоотречения: «Рыцарь на час».

Первую линию открывает «Песня Еремушки» как формула новой морали. Она тоже диалогична. Противопоставляется 2 песни: колыбельная, в которой рисуется идеал мещанского счастья. Вторая песня  формулирует новые принципы. Некрасов считает новую мораль естественной для человека. Но в отличие от Чернышевского, Некрасов никогда не был сторонником разумного эгоизма. И понимает, что новая мораль потребует жертвы и человека, который будет проповедовать ее. А это тяжелый труд, отсюда горький ироничный конец. Очень немногие веруют и думают по-новому.

Этим немногим посвящена целая цепь стихотворений так называемым народным заступникам: «Памяти Добролюбова», «Стихи, посвященные Белинскому», «На смерть Шевченко», «Не рыдай так безумно над ним…», «Хорошо умереть молодым…», «На смерть Писарева», «Чернышевский, или Пророк».

У всех один элемент общности – все написаны на смерть: стихотворения-некрологи (Альми). Некрасов всегда говорит о людях необыкновенных, это люди, наделенные невероятными силами, и в отличии от Чернышевского, для Некрасова жизнь этих людей – жертва, сознательная. Чернышевский – библейский пророк.

«Памяти Добролюбова» выделяется тем, что дает образец нового высокого стиля. Предпосылка этого высокого стиля – возвышенный образ героя. И предупреждает, что он хотел нарисовать не бытовой портрет, а образ деятеля, каким был Добролюбов (идеал).

Некрасов попытался написать сразу после смерти, но не получилось. Написано в 64 г., когда прошло время, и яснее стало величие фигуры Добролюбова. Стихотворение рисует идеальною фигуру. Главные черты – целеустремленность, самоотверженность, жертвенность, суровость. Этот высокий образ требует высокого стиля. Стиль строится как ораторская речь, на системе риторического обращения:

-  к умершему,

-  к русской земле,

-  к матери – природе.

Обрыв – это выражение душевная скорбь. Торжественное стихотворение, но не радостное.

Говоря о народных заступниках, Некрасов думает и о собственной роли, что он сам не может идти дорогой идеалов.

«Не рыдай так безумно над ним…»

Некрасов сравнивает себя с этими необыкновенными людьми, с рыцарями чести и самому себе кажется рыцарем на час. «Рыцарь на час». Большой объем, а это обычно, где захватывается большой кусок мира. Но это стихотворение интимное, поэт говорит только о себе. Почему тогда большой объем? Это стихотворение очень необычное. В нем отражен целый душевный процесс (близок Толстому). Состояние не мгновенное, а длящееся, не одно чувство, а вереница чувств.