Жизненный и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова, страница 3

Ямщик замечает только то, в чем она ниже крестьянского уровня: она не приучена к крестьянской работе, ей неловко в крестьянской одежде, она не может дать ему обыкновенного мужицкого счастья. Поэтому он видит причину всего в том, что сгубили ее господа. Он прав, но только частично. НЕ только господа, но и темнота крестьянской жизни. Ее сгубил крестьянский быт, и он сам как ее частичка. Все, что она знает, это ни к чему в крестьянской жизни. И сгубит, как считает ямщик, сына: она его моет, чешет, учит, не бьет. И ямщик не понимает ни ее, ни ее положения. Автор обрывает его.

В чем суть? Лирический герой  понимает гораздо больше, чем лирический персонаж. Он не объясняет своего понимания, это было бы бесполезно, но оно живет в подтексте стихотворения. И читатель должен понять стихотворение не в объеме лирического персонажа (ямщика), а на уровне лирического автора. Понять то лирическое умолчание, которое есть в стихотворение.

Лирика Некрасова 40-х гг. вбирает в себя элементы прозы «натуральной школы». Она включает в себя объективный материал, но она остается при этом лирикой. Огромную роль играет в ней лирическое сознание. Автор постоянно что-то додумывает, домысливает за своих героев. Именно это составляет лирическую природу стихотворений.

Цикл «На улице». Миниатюра «Гробик». Идет солдат и несет под мышкой детский гробик. «Свадьба»: темная, мрачная церковь. Парень – ремесленник, видно разгульного типа; невеста – «бедная женщина». Лирический автор домысливает, предполагает ее прошлое и будущее. И кончает горечью.

Герой Некрасова – это чаще люди каких-то богатых человеческих возможностей, как героиня «Тройки» - олицетворение самой жизни. И такие люди попадают на узкую жизненную дорогу. Где их ждет бессмысленная растрата сил. Люди, обреченные на горе. Эта лирика мрачных тонов, горькой иронии.

Тургенев: «Эти стихи, собранные в один фокус, жгутся». Мир некрасовских героев – мир темных ужасов. Любимая птица – ворон. Это лирики человеческого разъединения. Некрасовский герой и лирический герой не владеют той истиной, которая может объединить людей. И каждый вынужден умирать в одиночку. Это поэзия, где люди гибнуть в одиночку.

А что о себе?

Рядом с такой объективной лирикой существует и лирика субъективная, т.е. признание лирического «Я». Но окрашено это признание тоже особенным некрасовским чувством. Некрасов 40-х годов далек от Пушкина, Пушкин откроется в 60-ые. А сейчас самый близкий поэт – Лермонтов, прозаик  - Гоголь. Направление Лермонтова и Гоголя в 40-ые годы получило название «отрицательного направления».

Главное чувство, которым окрашены лирические признания Некрасова 40-х г. – это чувство глубочайшего недовольства самим собой. «Я за то глубоко презираю себя…»

Некрасов не принимает в себе все то, что связано с дворянским прошлым, все, что осталось в душе от его дворянского начала. И он в то же время не выносит в себе тех моментов сломленности, которые возникли от его тяжелой жизни, т.е. почти всем недоволен.

Горечь стихотворения «Родина» живет в полемике с пушкинским «Вновь я посетил…». У Пушкина оно дает высокую человеческую норму. Это – любовь к родным местам, радость от встречи и грусть оттого, что проходит жизнь; это надежда на то, что родное место останется целым, нетронутым, и потомки как-то вспомнят жившего здесь поэта. Это человеческая норма.

У Некрасова недовольство своей родиной полное. Даже воспоминания о ней не радуют его. Родные места вызывают только чувства отрицательные. Вся грудь наполнена злобой и хандрой. Невероятный финал – радость от разрушения родного гнезда. Это стихотворение можно сравнить только с «Господами Головлевыми». Примерно равное отношение к дворянскому гнезду.

Это лирика ненависти, отрицания. Поэтому Некрасову близок Гоголь, и Некрасов настаивал на том, что Гоголь – лирик.

Теми же мрачными тонами окрашена любовная лирика.  Выделяется одно стихотворение, которое не относится к биографическому опыту поэта: «Еду ли ночью по улице темной…», в котором находят зародыш одной ситуации «Преступления и наказания». Оно о том, какие страшные формы принимает любовь в страшном мире. Это любовь 2-х нищих. У жены есть решительный, самостоятельный характер. Жизнь давала ей только несчастья. Стихотворение рисует страшный день. Голодные люди, плакал сын, он умирает; «А завтра мы оба сладко заснем…».