Социально-экономические права личности: конституционное регулирование и судебная защита

Страницы работы

Содержание работы


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ: КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА
 

Александр МАРЫСКИН,
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь,
кандидат юридических наук

Реальность демократических принципов взаимоотношений личности, общества и государства во многом определяется тем, каково положение личности в обществе и государстве, какими правами она обладает и насколько полно их может реализовать.

Конституция Республики Беларусь определила соотношение личности, общества и государства, причем интересы личности в конституционном плане являются приоритетными. Не случайно, что в статье 2 Конституции определено: “Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства”. Конституция достаточно тесно увязала институты демократии с основными чертами правового статуса личности, со всей системой прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Социально-экономические права и свободы представляют собой лишь составную часть, звено этой системы и должны рассматриваться в единстве с личными (гражданскими) и политическими правами.
 

Попытки классифицировать основные права человека и гражданина, определить их роль, соотношение, первичный или производный характер предпринимались достаточно часто. В конституционных нормах да и в теоретических разработках, касающихся прав и свобод человека и гражданина, статус социально-экономических прав и свобод и до настоящего времени дискуссионен. Если проанализировать конституционные нормы ряда западных государств, то в них социально-экономические права и гарантии их реализации имеют как бы вспомогательное значение по отношению к личным (гражданским) и политическим правам. Указанная ситуация имеет свои исторические корни. В первых конституциях приоритет действительно имели личные и политические права. Не случайно, что первая писаная Конституция - Конституция США 1787 года - почти не упоминала о социально-экономических правах граждан. Первые десять поправок к Конституции США, принятые в 1791 году и названные Биллем о правах, также в основном закрепляли гражданские и политические права да и последующие поправки к Конституции США упоминали о социально-экономических правах только косвенно.

В позднейшем конституционном законодательстве большинства стран также доминировали личные и политические права (исключение составлял институт частной собственности и права собственника), и лишь после второй мировой войны в конституциях многих государств стали появляться социально-экономические права и свободы. Не случайно, что личные и политические права, по мнению ряда ученых, составляют как бы первое поколение прав и свобод человека и гражданина, а социально-экономические - второе. Соответственно такая практика конституционного строительства в теоретическом плане стала рядом западных ученых обосновываться тем, что социально-экономические права являются побочным продуктом развития прав и свобод первого поколения. И отсюда вывод - социально-экономические права носят вторичный, производный характер. В советской литературе, которая ориентировалась на марксистско-ленинский подход к правам и свободам человека, роль социально-экономических прав, наоборот, преувеличивалась исходя из того, "что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.".*1 Поэтому в дискуссиях по поводу "советского" и "западного" образа жизни Советский Союз упрекали чаще всего в несоблюдении личных и политических прав и свобод. В свою очередь в работах советских экономистов, политологов и юристов серьезной критике подвергались социальные и экономические права (и особенно гарантии их реализации) в США и странах Западной Европы. Мотивировки здесь были простыми - в капиталистических странах и безработица, и эксплуатация человека человеком, и платное здравоохранение, образование, жилищное строительство и т.п. В то же время человек в социалистическом государстве в области социально-экономических прав выступал в роли "должника", которому государство предоставляло большинство указанных благ бесплатно. В настоящее время по своему значению личные, политические и социально-экономические права рассматриваются как обязательные элементы правового статуса личности без определения приоритетов каких-либо прав и свобод. Подтверждением этому является ряд международных актов, особенно международные пакты об экономических, социальных и культурных правах; о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года и ратифицированные СССР в 1973 году.

Похожие материалы

Информация о работе