Система образования в дореволюционной России. Коллективизация в западной Беларуси (особенности)

Страницы работы

Содержание работы

Дополнительные материалы к лекциям

Раздел 3. Тема 5

Система образования в дореволюционной России

Начальное образование—сельские 1-кл и 2-кл училища с трехлетним и пятилетним курсом обучения (финансировалось из местного бюджета), церковно-приходские школы под руководством Синода, в городах–городские училища. В 1912г они превратились в начальные училища с четырехгодичным курсом обучения. К концу 1914г в России в начальных учебных заведениях обучалось примерно 30% детей от 8 до 11 лет.

Среднее образование – классические гимназии мужские (8 лет) и женские (7 лет). После их окончания существовали льготы при поступлении в университет. В прогимназиях мужских (6 лет) и женских (4 года) обучение проходило по упрощенной программе в сравнении с классическими.

Реальные училища служили для подготовки к получению технического образования. По окончании можно было поступить в технический вуз, но в университет не принимали.

Технические училища готовили техников для промышленных предприятий.

Высшее образование­–по статистике в 1913 году в университетах училось менее 36 тыс. человек, в государственных вузах 71 тыс. человек, в общественных и частных вузах–свыше 52 тыс.человек.

(Данилов А.А. история России ХХ в.)

Раздел 4. Государственная власть и внешняя политика России в ХХ в.//БГЧ. 1999 № 1

Нежинский Л.Н.

В новом веке актуальной в научной и общественно-политической теме являлась проблема—место и роль государственного механизма выработки принятия и осуществления решений в сфере внешней политики России в ХХ в.

И тем не менее остается вопрос: был ли готов и имел ли намерение Николай II и его окружение если не полностью отвести Россию от участия в  I Мировой войне, то хотя бы оттянуть время её вступления в войну?

Слабо представляется в российской историографии проблема немецких государственных интересов и их решение во внешней политике страны.

Национальные интересы—это выражение в политических приоритетах общих интересов разно-уровневого характера, которые составляют основу формирования государственных стратегий, направленной на создание оптимальных внутренних и внешних условий для развития нации как единства общества и государства. При этом национальные интересы определяются, прежде всего, общественного развития, взятыми в их общности, с выделением иерархии приоритетов внешней и внутренней политики. Т.е. важно выяснить, в какой степени власть работает на себя и в какой—на общество, интегрируя в политике интересы других социальных групп и слоев с учетом реальных возможностей державы.

Игнатьев, в отношении дореволюционной России: дворянско-бюрократическая страна, защищала интересы во внешней политике не только сословно-дворянские, бюрократические интересы или интересы династии, но и в некоторой степени и других, прежде всего имущих социальных групп и в определенной мере всего общества.

(Вопрос: целесообразно ли участие России в русско-японской войне 1905г? Или в первой Мировой войне для общества?).

С 1917г были выработаны, а в 1921г полжены в основу внешней политики 2 принципа—принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем и принцип пролетарского интернационализма. После гражданской войны и интервенции эти два принципа направляли политику государства, с одной стороны, на создание мирных условий, с другой стороны—на всестороннюю поддержку теории и практики «мировой революции», в каких бы формах она не проявлялась.

Государственный механизм выработки и принятия решений внешнеполитических решений складывался следующим образом: с первых дней установления советской власти было декларировано верховенство Советов всех ступеней в решении кардинальных вопросов внутренней и внешней политики. Это было законодательно закреплено в конституции  РСФСР 1918г и конституции СССР 1924г. Но на самом деле лозунг диктатуры пролетариата большевики трансформировали в практику установления диктатуры большевистской партии.

А в связи с созданием в марте 1919г Политбюро ЦК расширились функции Секретариата ЦК РКП(б). Политбюро и Секретариат стали высшими органами власти в партийной иерархии. Без их санкций не решали ни один вопрос внешней и внутренней политики.

С целью практического осуществления стратегий и тактики пролетарского интернационализма был создан Коминтерн.

Советское руководство понимало, что без опоры на массы его политики потерпят поражение. Руководство всеми доступными средствами и способами внедряло в массовое сознание набор политических стереотипов. Руководствовались интересами партийной номенклатуры, которая набирала силу во всех сферах жизни.

Противоречивость и функциональная несовместимость двух принципов советской внешней политики довольно быстро проявились в нередко ставившее советское государство и его руководство сложное положение. В августе 1923г было принято решение Политбюро по созданию «Комиссии по международному положению». В состав её вошли Сталин и другие первые лица партии. Перед комиссией была поставлена задача—практическая подготовка революции в Германии. Комиссия потерпела фиаско. Руководство ЦК РКП(б) и Коминтерн сделали вывод—необходима большевизация интернациональных компартий.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
201 Kb
Скачали:
0