Музыка в борьбе с фашизмом, страница 3

Мировая война содействовала резкой общественной активи­зации широких кругов западной интеллигенции. Для многих писа­телей, художников, композиторов это был период преодоления былой «социальной неграмотности», освобождения от политиче­ского индифферентизма, объективно способствовавшего победе реакционных сил. В искусстве, как никогда ранее, утвердились идеи гражданского долга, социальной ответственности, сознатель­ного переключения «от горизонта одного к горизонту всех людей» (Поль Элюар). Перед каждым прогрессивным художником воз­никла альтернатива: участие в Сопротивлении, активный или хотя бы пассивный протест — либо предательство, позор коллабо­рационизма. Лучшие представители мировой литературы, му­зыки, изобразительного искусства избрали первый путь. Об этом прекрасно сказал в своих стихах П. Элюар:

                И голос поэтов прозвучал призывом к оружию,

                К справедливости, к братству.

                И захотели поэты.

                К ближним прийти.

Художники, еще недавно избегавшие какой-либо причаст­ности к политической борьбе, почувствовали себя мобилизован­ными, «ангажированными», сочли нужным «раздавать музыку и песни от всей души, не спрашивая платы» (Луи Арагон).

Темы антифашистского Сопротивления, осуждения бесчело­вечности, милитаризма, расизма получили высокоталантливое музыкальное воплощение в песнях, маршах, симфониях, орато­риях, кантатах. Среди авторов — весь цвет мировой композитор­ской корпорации: наряду с убежденными антифашистами, участ­никами революционного движения—Гансом Эйслером, Паулем Дессау, Аланом Бушем,— здесь представлены такие имена политически нейтральных композиторов-гуманистов, как Стравинский и Шенберг, Хиндемит и Барток, Онеггер и Мийо, Пуленк и Мар­тину. Виднейшие музыканты участвовали в движении Сопротив­ления, выступая перед ранеными воинами, помогали делу победы своими материальными вкладами. На территории, оккупированной нацистами, создавались и  исполнялись музыкальные произведения антифашистского содержания. Напомним о ряде вокальных опусов    Франсиса    Пуленка, о    «Песнях    подпольной    борьбы» Витольда Лютославского, о мелодии позывных  подпольного словацкого радио, сочиненной Яном Циккером.

Даже буржуазная пресса, изменив привычным элитарным нормам, стала открыто проповедовать необходимость прямой связи новой музыки с патриотическими идеями. «Современные войны требуют не только практических, но и духовных средств национальной защиты, — писала в начале войны газета «Нью-Йорк Таймс».— В эти времена искусство— и особенно музыка — становится одним из важнейших оплотов свободы. Это не случайно, что сейчас толпы заполняют Карнеги-холл и при­соединяют свои голоса к голосу Тосканини в национальном гимне после исполнения героической музыки Бетховена».

Зарубежными композиторами было создано немало произве­дений, прямо или косвенно отразивших мотивы осуждения зла, идеи антифашистской борьбы. Среди них — «Симфония-реквием» Б. Бриттена, «Полевая месса» Б. Мартину, Соnсегtо funebre К. Хартмана, «Песни заключенных» Л. Даллапикколы, кантата «Лик человеческий» Ф. Пуленка, Пятая симфония Р. Гарриса, посвященная советскому народу. Мотивы гражданской скорби, вызванные трагедией войны, звучали в «Метаморфозах» Р. Штра­уса, «Реквиеме» П. Хиндемита, «Траурной оде» И. Стравинского, ряде опусов Онеггера, Кшенека, Мессиана, Петрасси.