Музыка в борьбе с фашизмом

Страницы работы

Содержание работы

МУЗЫКА В БОРЬБЕ С ФАШИЗМОМ.

Освещение музыкальной жизни народов в годы второй мировой войны—тема исключительно важная и объемная, требующая коллективных усилий ученых разных стран. Поэтому настоящий сборник, подготовленный группой московских и ленинградских авторов накануне 40-летия Победы, отнюдь не претендует на все­сторонний и полный охват этой сложной темы. Цель сборника — напомнить новым поколениям читателей о деятельности в годы борьбы с фашизмом прогрессивных музыкантов СССР и ряда за­рубежных стран, о высокой гражданственности и гуманистиче­ском пафосе их лучших произведений, вошедших в классический фонд музыки XX века.

Мировое музыкальное искусство военных лет в лучших, вер­шинных его образцах продемонстрировало невиданные в истории примеры использования музыки как мощного средства патриоти­ческого воспитания масс, как сильнейшего фактора духовного подъема борющихся народов. Величайшая освободительная вой­на, потребовавшая невероятного напряжения народных сил, создала свое великое искусство.

Разумеется, многонациональная история музыкальной куль­туры 1939—1945 годов далеко не исчерпывается материалами, собранными в предлагаемой книге. Эта история еще не написана. Ее создание — дело ближайшего будущего. Оно потребует участия многих специалистов-историков из разных стран мира.

Составители сборника попытались объединить материалы, относящиеся к советской музыке периода Великой Отечественной войны, с серией статей о параллельно развивающемся музыкаль­ном движении в некоторых европейских странах. Такая попытка комплексного изучения данной музыкальной эпохи предпринима­ется у нас впервые. До недавнего времени советское музыкозна­ние широко и вдумчиво исследовало наследие отечественной музыки 1941 — 1945 годов, но почти не занималось изучением параллельных идейно-эстетических процессов, происходивших в те годы в музыкальных культурах Запада. Исключение в этом плане составила ценная монография Б. Ярустовского “Симфония о войне и мире” (1966), в которой непосредственно сопоставлялись достижения советского и зарубежного симфонизма военного периода. Между тем, музыкальный опыт этих незабываемых лет необычайно ценен и поучителен для наших современников, вновь и вновь ищущих путей социальной активизации музыкального искусства как одного из действенных участников духовной жизни общества. Авторы предлагаемых статей напоминают нам об анти­фашистской тенденции в творчестве ряда зарубежных композито­ров, о воздействии на музыку массового движения Сопротивления, о рождении боевых партизанских песен. Надо ли доказывать, что такого рода материалы нужны не только специалистам-истори­кам, но и широкому кругу читателей, интересующихся судьбами современного искусства.

Естественно, что центральное место в сборнике заняли статьи, посвященные ведущим жанрам советской музыки, в первую оче­редь  — симфонии. Это наша гордость, это — всемирно признанная классика советского искусства. Здесь выдвинуты на первый план творческие явления, сыгравшие наиболее активную роль в рас­крытии темы освободительной войны: это — симфонии великого музыканта наших дней Дмитрия Шостаковича, это — советские оперы о героях войны, созданные и поставленные главным обра­зом уже в послевоенные годы, это — советское песенное искусство, завоевавшее широчайшее признание в народе. Обзор советских песен не ограничивается творчеством военных лет, достаточно широко освещенным нашей литературой, а охватывает и большое количество песен об Отечественной войне, написанных уже в по­следующие десятилетия.

Особое место в первом разделе книги занимают воспоминания профессора Московской консерватории К. Аджемова о деятель­ности советского музыкального радио в годы Великой Отечест­венной войны. Работая в тот период редактором Всесоюзного радио, он собрал обширные материалы, ныне представляющие уникальную историческую ценность. Его интересные мемуары, насыщенные документальными данными (дневники, программы и пр.), вводят читателя в живую художественную атмосферу воен­ных лет.

Чем большая дистанция времени отделяет нас от событий великой войны, тем удивительнее и масштабнее представляется нам духовный подвиг советских и зарубежных музыкантов, помо­гавших своим творчеством приблизить День Победы.

Четырехлетие Великой Отечественной войны в полной мере подтвердило гражданскую зрелость советской музыки, ее способ­ность жить интересами своего народа. Перед деятелями музы­кальною искусства в то время стояла одна главная задача: воспитание мужества и стойкости в борьбе с фашистским нашествием. За короткий срок были созданы такие выдающиеся сочинения, как опера “Война и мир” и Пятая симфония С. Прокофьева, Седьмая (“Ленинградская”) и Восьмая Д. Шостаковича, балет “Гаянэ” и Вторая симфония А. Хачатуряна. Ряд значительных сочинений написали тогда Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Т. Хренников, Д. Кабалевский, Р. Глиэр, В. Шебалин. В их музыке звучали и ненависть к агрессорам, и вера в народ и его полководцев, и призывы к борьбе.

Похожие материалы

Информация о работе