Музыка в борьбе с фашизмом, страница 2

               История музыки не знает примеров подобной интенсивности творческого труда в небывало тяжелых условиях эвакуации, блокады или прифронтового быта. Необычайной шпротой отличался жанровый диапазон музыкального творчества: наряду с превосходными песнями, ставшими вдохновителями и спутниками сражающейся Армии, рождались новые симфонии и оратории, оперы и балеты, квартеты и фортепианные сонаты. Музыканты не огра­ничивали себя лишь прямым отражением героической военной эпопеи: наряду с монументальными героико-патриотическими полотнами они создавали и камерные лирические сочинения, воплощающие раздумья о жизни, духовную красоту современного героя. Напомним о концерте-вокализе Глиэра, о квартетах Мяс­ковского, о балете-сказке Прокофьева «Золушка». Изобилие новых произведений в дни войны свидетельствовало о духовном богатстве страны социализма, о стойкости советского народа, не сломленного нацистской агрессией.

19 июля 1942 года в Нью-Йорке состоялась премьера Седь­мой симфонии Шостаковича под управлением Артуро Тосканини. Копия партитуры прославленной симфонии была доставлена в США кружным путем — через страны Ближнего Востока, на борту военного самолета. Тогда же летом Леопольд Стоковский с оркестром Лос-Анджелесской филармонии дирижировал ею и военных лагерях для солдат американской армии. В качестве исполнителей «Ленинградской симфонии» затем выступали С. Ку-севинкнй, Л. Родзинский, Д. Митропулос, Фр. Сток. Ее с громад­ным успехом играли в Мексике (Карлос Чавес), в Аргентине (Фриц Буш), в Англии (Генри Вуд), в Канаде, Перу, Уругвае. К концу 1942 года только в США было зарегистрировано более шестидесяти исполнений этого удивительного произведения, вос­принятого как музыкальный символ антифашистской борьбы на­родов мира. ”Безграничная храбрость и воля к жизни, обеспечи­вающая победу русского народа, слышна в музыке Шостако­вича,— писал американский критик. Какой дьявол может победить народ, способный создавать подобную музыку”. А в год окончания войны Седьмая симфония зазвучала – как знамение Победы над фашизмом – в Париже, Риме, Брюсселе, Праге, Будапеште, Вене, Белграде, Копенгагене, Кракове, Хельсинки.

Западная аудитории   с   огромным   интересом   приняла также Восьмую симфонию Шостаковича (зарубежная премьера в Нью-Йорке-2 апреля 1944 года), Пятую Прокофьева, его же кантату “Александр Невский”, Вторую симфонию Кабалевского, Первую Хренникова, Скрипичный концерт Хачатуряна. Это был подлинный триумф советского гуманистического искусства во всем цивилизованном мире.

          Годы второй мировой войны обозначили важные творческие сдвиги и в развитии музыкальной культуры Запада. Это касается прежде всего стран антигитлеровской коалиции, а также стран Европы, оккупированных нацистами. В смертельной схватке с фашизмом приняли участие все, кому дороги судьбы мировой цивилизации. Люди разных идеологий, различных общественных и национальных групп — французы, поляки, чехи, американцы, греки, болгары, англичане, югославы, итальянцы, голландцы, нор­вежцы, датчане — сплотились под знаменем антифашистской борьбы.