Культурно-историческая динамика. Флуктуационные модели развития культуры. Линейные модели развития культуры, страница 4

Карл Ясперс (1883 - 1969), немецкий философ и психиатр, свою культурологическую теорию сформулировал главным образом в книге «Истоки истории и ее цель» (1949). Основополагающая идея Ясперса: человечество имеет общие истоки и единую цель. Ясперс признавал, что данное положение научно недоказуемо, но является постулатом философской веры. Не отрицая значение экономики в развитии общества и культуры, определяющую роль в этом процессе Ясперс отводил духовному началу. Всю историю человечества условно можно разделить на три последовательно сменяющих друг друга периода: доисторический, исторический, период мировой истории. В доисторический период человек живет вне истории, так как лишен чувства времени. Его слияние с природой порождает мифологическое мировосприятие и лишает человека трагического знания о своей смерти. В исторический период, который начался за 4 тысячи лет до н.э. с появлением самых древних цивилизаций, формируется тип человека, близкий к современному. Огромную роль сыграл культурный переворот, положивший начало «осевому времени», «оси мировой истории». В период с 800 по 200 до н.э. в Китае и Индии, Палестине и Иране, Греции происходит переход от мифологического мышления к рациональному. Закладываются основы научных и философских знаний, искусства и мировых религий. Самое главное, «в осевое время произошло открытие того, что позже стали называть разумом и личностью». Те культуры, которые приобщились к «оси мировой истории», теряют свою замкнутость. Третий этап – мировая история – был подготовлен великими географическими открытиями и научно-техническими изобретениями европейцев. Для него характерно глобальное единство человечества. Это – наша нынешняя и будущая история.

Все представленные модели имеют свои сильные и  слабые стороны. Каждая обладает определенными объяснительными возможностями, но нет среди них ни одной совершенно безупречной. Так, марксизм верно отмечает связь между материальным и духовным производством, но сам по себе не объясняет своеобразие национальных культур в рамках одной социально-экономической формации. Ясперс критикует марксизм за абсолютизацию экономического фактора, но его собственная концепции не дает ответ на вопрос, почему «осевое время» выработало столь разные культурно-исторические типы личности. У Шпенглера чрезвычайно плодотворна мысль об органической целостности отдельных культур и справедлива критика культурного шовинизма европейцев. Но когда он пишет о невозможности строго-научного изучения культур, то невольно ставит под сомнение ценность своей теории. Критика звучит и в адрес Данилевского, Тойнби, Сорокина, Гумилева… Тем не менее, их построения имеют право на существование в качестве «рабочих гипотез».

Мы в своей дальнейшей работе попробуем совместить и линеарный, и циклический подходы. Для начала рассмотрим эпоху первобытности как общую для всего человечества стадию в развитии культуры. По ее окончании приходится говорить о весьма разных культурах отдельных цивилизаций. Более подробно мы изучим культурное развитие европейской цивилизации (Запада), выделяя в ее истории периоды Античности, Средневековья, Нового времени. Особое внимание будет уделено культурному своеобразию восточнославянского мира, к которому мы принадлежим сами.