Культурно-историческая динамика. Флуктуационные модели развития культуры. Линейные модели развития культуры, страница 3

Важной частью этнологической концепции Гумилева является его учение об этнических контактах. Этносы могут быть более или менее комплиментарны – симпатичны или антипатичны - друг другу. Максимальная положительная комплиментарность характерна для этносов, порожденных одним пассионарным толчком. Они обладают общей ментальностью и образуют суперэтнос – этническую систему высшего ранга, то, что Шпенглер именовал культурой, а Тойнби – цивилизацией. Например, византийский суперэтнос родился из толчка I века,  просуществовал до XV в. и включал в себя греков, египтян, грузин, армян, славян и т.д.  Но есть и несовместимые этносы с очень разными этнокультурными традициями, контакт между которыми Гумилев назвал химерой. В условиях этнических химер подрастают люди с непредсказуемым, разболтанным поведением, в умах которых царит хаос. Эти люди имеют склонность к антисистемным, жизнеотрицающим мировоззрениям. Химеры разрушают тела здоровых этносов подобно раковым опухолям. В некоторых случаях это может обернуться  преждевременным срывом этногенеза.

3. Следующий подход называют универсалистским или еще говорят о линейной (линеарной) модели развития культуры. В рамках этого подхода движение культуры предстает в виде поступательного, прямолинейного процесса. Все народы в своем культурном развитии – кто раньше, кто позже – проходят  одни и те же этапы, которые одновременно можно рассматривать и как основные типы культуры.

Один из самых известных вариантов этого подхода предлагает марксизм. Немецкие философы, ученые и революционеры Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) утверждали, что экономика является базисом (основой) общества. Развитие культуры они связывали с развитием производительных сил, хотя признавали и относительную самостоятельность культурной сферы. В истории человечества Маркс и Энгельс выделили пять больших этапов, пять общественно-экономических  формаций,  базирующихся на определенных способах производства. Соответственно этому формационному членению культурологи-марксисты называют и пять основных типов культуры: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и грядущий  коммунистический. Марксизм настаивает на прогрессивном развитии культуры, хотя знает и о моментах попятного движения. Схематически культурный прогресс изображается в виде спирали, где  каждый виток есть как бы возврат культуры к уже пройденному, но на более высоком уровне.

Теория технологического детерминизма (Олвин Тоффлер, Раймон Арон, Даниэл Белл) утверждает,  что всемирная история пронизана «осью технологии и знания» (Д. Белл). Технологические сдвиги последовательно породили три типа общества: доиндустриальный (Белл) или аграрный (Тоффлер), затем индустриальный, а теперь и постиндустриальный (Белл) или цивилизацию Третьей Волны (Тоффлер). С ними связаны и определенные типы культуры.