Культурно-историческая динамика. Флуктуационные модели развития культуры. Линейные модели развития культуры, страница 2

2..Иногда отождествляют с циклическим подходом, а иногда рассматривают отдельно от него флуктуационную (волновую) модель. Она трактует развитие культуры как сложный колебательный процесс, в котором циклы подъема чередуются с циклами спада. При этом ритмы развития культуры могут быть глобальными, общими для всех локальных форм, а могут быть характерными только для данной культуры.

Пожалуй, самым известным представителем этого подхода являлся Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968), русско-американский социолог и историк культуры. Его большая, четырехтомная работа, имеющая отношение к культурологии, называется «Социальная и культурная динамика». В истории культуры Сорокин видел циклическую флуктуацию, т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга трех основных культурных типов, или, как он их называл, культурных суперсистем. Каждая культурная суперсистема (т.е. система систем: экономики, политики, науки, религии, философии, искусства, морали, языка) имеет свои «базовые посылки и верховные принципы, касающиеся того, что считается в ней реальностью в последней инстанции и ценностью в последней инстанции».  В соответствии с характером этой ценности Сорокин выделял следующие три типа культуры: идеациональный, чувственный (сенситивный), идеалистический. Идеациональная культура утверждает высшую реальность и ценность сверхчувственного Божества (культура европейского Средневековья). Чувственная (сенситивная) культура постулирует высшую реальность и ценность чувственно-воспринимаемого мира (европейская культура последних столетий). Идеалистическая культура признает равноправную ценность чувственного и сверхчувственного начал (культура  европейского Возрождения). Сорокин оговаривался, что на практике типы культуры никогда не бывают представлены в чистом виде. В любую эпоху они фактически сосуществуют, но один из них преобладает. С течением времени начинает доминировать другой. Культурные суперсистемы сменяют друг друга, потому что каждая из них сама по себе все-таки ограничена. Пока ее система ценностей молода, она способна вызвать энтузиазм, который рано или поздно угасает. Вот и чувственная культура европейских народов, по мнению Сорокина, вступила в период своего разложения, на смену ей должна прийти новая идеациональная культура. 

Еще один автор, писавший о колебательном движении исторического времени, - Лев Николаевич Гумилев (1912 - 1992), советско-российский историк и географ. Он развивал этнологию – науку о закономерностях возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем. Его самая известная работа в этой области называется «Этногенез и биосфера Земли». По определению Гумилева, этнос (народ) есть устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, который отличается своеобразным стереотипом поведения и, можно сказать, культурной деятельности. Каждый этнос возникает вследствие пассионарного толчка –  всплеска биохимической энергии живого вещества. Источником пассионарного толчка, предположительно, является космическое излучение. В районе, где произошел пассионарный толчок, рождается большое количество пассионариев – крайне энергичных людей жертвенного склада, способных упорно преследовать сверхличные цели. Им удается сообщить окружающим свою активность и энтузиазм, а также навязать новую этническую доминанту – систему политических, идеологических или религиозных ценностей. В течение нескольких столетий уровень пассионарного напряжения в этнической системе нарастает (фазы подъема и акматическая), а затем снижается (фазы надлома, инерционная,  обскурации и мемориальная). Интересно, что наибольший расцвет культуры, по мнению Гумилева, соответствует инерционной фазе, когда уменьшается число беспокойных пассионариев, побуждающих этнос к внешним и внутренним конфликтам. Ближе к концу существования этноса в нем начинают господствовать субпассионарии – вялые и эгоистичные люди-потребители, враждебные творчеству, таланту, идеалу. Этнос угасает подобно тому, как утихает колебание оттянутой струны или волнение взболтанной жидкости. Полный цикл этногенеза занимает около 1500 лет, если только не вмешаются какие-то чрезвычайные обстоятельства.