Культура Московской и Литовской Руси, страница 4

         Далеко вперёд продвинулся процесс полонизации и окатоличивания населения, особенно шляхты. Знаменательным событием стали постановления сейма Речи Посполитой от 1696 – 1697 гг., выводившие белорусский язык из официального делопроизводства. Белорусский язык всё активнее вытеснялся из практики Униатской (Греко-Католической) Церкви, которая к концу XVII в. объединяла уже большую часть белорусов, преимущественно простонародья. Важной вехой на этом пути явились решения Замойского церковного собора 1720 г. Как итог - в XVIII в. белорусско-язычной оставалась почти исключительно народная культура. Литературное творчество более высокого уровня осуществлялась в нашей стране, как правило, на польском, латинском, даже на французском и немецком языках. Впрочем, это не мешало многим авторам выражать на страницах своих произведений и патриотические чувства, и особенности белорусской (или, как тогда говорили, литвинской) ментальности!

          Католическая Церковь в этот период пользовалась безусловной государственной поддержкой, при том, что численно в стране преобладали униаты. В 1668 г. было даже принято сеймовое постановление, запрещающее переход из католичества в другие конфессии. Примером крайнего торжества религиозной нетерпимости стала судьба К.Лыщинского (1634 – 1689). Этот бывший иезуит, уверившийся в правоте атеизма и написавший трактат «О не существовании Бога»,  был сожжен на костре…

           К началу XVIII в. прекратилась деятельность православных братских и протестантских школ. Образование в ВКЛ оказалось под почти всецелым контролем Католической Церкви. Ведущим учебным заведением была Виленская иезуитская академия, имевшая всеевропейскую известность. По качеству образования ей  ненамного уступала Полоцкая иезуитская коллегия. В 1773 г. в Речи Посполитой стала действовать Образовательная комиссия, по сути, первое в Европе министерство просвещения. Усилия комиссии были нацелены на упорядочивание, демократизацию и секуляризацию образования. В частности, Виленская академия была преобразована в Главную школу ВКЛ, имевшую три факультета – моральный, физический и медицинский.

          Реформа школьного дела стала одной из результатов распространения в ВКЛ идей Просвещения. Их авторитетными представителями были: И.Хрептович (1728 – 1802 ), последний канцлер ВКЛ, автор сочинений по философии, экономике, эстетике; М.Почобут-Одляницкрий (1728-18010), астроном, ректор Главной школы ВКЛ; А.Тизенгауз (1738-1785), меценат, основатель многочисленных профессиональных школ; философ К.Нарбут (1738-1807).

         Ярким явлением в истории общественной и религиозной мысли Беларуси стало творчество Г.Конисского (1717-1795), православного архиерея ( с 1755 г. епископа Могилевского ), писателя и педагога. В своих сочинениях он не только защищал права  единоверцев, но также критиковал «вольтерьянство» и ратовал за развитие науки и народного просвещения в союзе с христианской Церковью. Он был одним из тех деятелей, кто укреплял культурные и иные связи Беларуси с Россией. Среди его предшественников на этом поприще – С.Полоцкий (1629-1680), поэт и драматург, церковный деятель, воспитатель детей русского царя Алексея Михайловича; И.Копиевич (1651-1714), книгоиздатель, приглашённый царём Петром I в Москву, создатель гражданского (нецерковного) варианта кириллического алфавита («белорусской азбуки») и др.

          Для художественной культуры Беларуси этого периода характерно доминирование общеевропейских стилей: сначала барокко (его известные архитектурные памятники: униатский Софийский собор в Полоцке, монастырский комплекс в Жировицах, францисканский костёл и монастырь в Пинске и т.д.), а к концу XVIII в. и классицизма. Развивалась оригинально-белорусская иконописная школа, которая несла в себе черты «наивного» барокко и народного «примитива». Своеобразную интерпретацию византийских канонов предлагала старообрядческая школа иконописи, центром которой являлась Ветка. Происходило становление профессионального театра. Крупным центром театральной и музыкальной жизни стал Слоним благодаря своему владельцу М.К.Огинскому, создателю здешнего театра и талантливому композитору.

6