Культура Московской и Литовской Руси, страница 2

          В XVII в. в России совершилась трагедия церковного раскола. В 1653 г. патриарх Никон при поддержке царя Алексея  Михайловича начал реформу, которая должна была унифицировать богослужение  Русской Церкви и привести его в соответствие с общеправославными образцами. Часть верующих восприняла реформу крайне болезненно – как стремление навязать им новую, еретическую веру. Образовалось массовое движение старообрядцев (староверов, древлеправославных, раскольников), которые отделились от «никонианской» Церкви и объявили, что в ней нет спасения. В конфликт вмешалось государство, устроив на старообрядцев  гонения. Авторитет Церкви в обществе был подорван. Одним из последствий этого стало растущее «обмирщение» русской культуры, усиление в ней светского (нерелигиозного) начала. Всё более «живоподобной» становится иконопись, в архитектуре проявляются черты «московского барокко», появляются придворный и школьный театр и т.д. В истории страны и её культуры завершался период Средневековья…

           2. Земли современной Беларуси относительно мало пострадали от татаро-монгольского нашествия. В XIV в. они вошли в состав Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Долгое время это государство являлось основным конкурентом Московии в борьбе за наследие Киевской Руси и объединение всей Восточной Европы. В отличии от Московии ВКЛ  не пошло по пути жёсткой централизации власти. Значительными правами и влиянием на политику страны обладало шляхетство (дворяне), многие города получили самоуправление согласно магдебурскому  праву.

          В культуре ВКЛ изначально преобладала восточнославянская компонента,  «русский» (теперь говорят – старобелорусский) язык до конца XVII в. считался  государственным. Религией большинства населения было православие ( в XV в. Православная Церковь ВКЛ формально отмежевалась  от Московской митрополии, образовав митрополию Киевскую или Литовскую). После заключения Кревской (1385) и, особенно, Люблинской (1569) уний с Польшей государственную поддержку получила Католическая церковь. Одновременно шляхетство ВКЛ, не только литовское, но и белорусско-украинское, оказалось под сильным обаянием  культуры польской аристократии. Это усиливало сословную неоднородность культурной жизни ВКЛ, делая её более ярко выраженной, чем в соседней Московии.

          В XV – XVI вв. на территории ВКЛ сложились определённые предпосылки для развития ренессанской культуры (наличие богатых самоуправляющихся городов и  гордого шляхетства, стремящегося «блистать в свете»; ограничение великокняжеской власти; сосуществование и борьба разных религий ( к православию и католицизму в XVI в. добавился протестантизм, были ещё иудаизм и  ислам ); активные связи с западными соседями ). Наиболее видным деятелем белорусского Возрождения считается Ф.Скорина (ок. 1490 – ок. 1551), высокообразованный человек, гуманист-просветитель, положивший начало белорусскому книгопечатанию ( правда, книги он издавал не на землях современной Беларуси, а в Праге и Вильно). Известным поэтом-гуманистом, писавшим свои произведения в т.ч. поэму «Песнь о зубре», на латинском языке, был М.Гусовский (ок. 1470 – ок. 1533).

        В 1530-е гг. в ВКЛ  (и на белорусские земли) пришла Реформация, сначала в виде лютеранства, а затем преимущественно в своём кальвинистском варианте. К середине XVI в. позиции Католической и Православной Церквей оказались в нашей стране подорваны, большая часть шляхты приняла кальвинизм. Чтобы шире распространить свои идеи, протестанты основывали множество школ и типографий, объективно содействуя повышению образовательного уровня населения. Самыми заметными проповедниками и теоретиками Реформации в Беларуси стали С.Будный (ок. 1530 – 1593 гг.) и В.Тяпинский (ок. 1530 – 1600 гг.).