Культура Московской и Литовской Руси, страница 3

          С конца 1560-х гг. в ВКЛ нарастает Контрреформация – движение за укрепление Католической церкви и преодоление протестантской угрозы. В авангарде Контрреформации шёл новооснованный орден иезуитов. За иезуитами тянулась дурная слава заговорщиков и шпионов, готовых беспрекословно выполнить любой приказ своего начальства. Но они также придали новый импульс развитию школьного дела в ВКЛ. Ими был основан первый университет в Восточной Европе – Виленская иезуитская академия (в 1570 г.). Свои многочисленные храмы и монастыри, они стремились построить и украсить по высшему уровню тогдашнего европейского искусства,  дабы сделать католицизм эстетически привлекательным для народа. Чрезвычайные усилия иезуитов и влияние Польши в составе Речи Посполитой  сыграли свою роль – к концу  XVII в. Реформация в ВКЛ затухает.

           В 1596 г.руководство Православной Церкви в ВКЛ на своём соборе в Бресте провозгласило унию (союз) с Римско-Католической Церковью. Новоявленные униаты признали верховенство Папы Римского и католическое вероучение, сохранив православную обрядность. Политические лидеры ВКЛ поддержали унию в надежде упрочить религиозный мир в государстве. Однако большая часть православно верующих христиан отказалась добровольно вступить в Униатскую Церковь. Центрами православного сопротивления сделались братства – объединения духовенства и мирян, - которые открывали свои школы и типографии, устраивали молитвенные стояния против унии и т.д. Полемика вокруг унии породила много интересных памятников религиозной публицистики. Среди защитников унии выделялся своим литературным талантом П.Скарга, среди ее православных критиков – Л.Карпович, А.Филиппович, М.Смотрицкий. Последний помимо всего прочего, является автором «Грамматики словеньской» - первого полного курса грамматики в истории славянского языкознания. Этот труд получил широкую известность не только в славянских странах, но и в Западной Европе.

          Можно приводить и другие примеры того, что культура ВКЛ ( и в нем - белорусских земель ) была интересна не только для его жителей. Так, Статут ВКЛ 1588 г., отразивший высокий уровень политико-правовой мысли, внимательно изучался и использовался политиками и законниками целого ряда стран. Или другой факт: книга «Великое искусство артиллерии», которую издал в 1650 г. в Амстердаме нам соотечественник К.Семенович, более чем полтора столетия считалась в Европе самым авторитетным трудом по теории артиллерийского дела и пиротехники. Именно Семенович многими исследователями указывается в качестве «отца» многоступенчатой ракеты, без которой немыслима история современной космонавтики!.

         3. XVI в. часто называют «золотым веком» ВКЛ и, одновременно, старобелорусской культуры. Хотя страну волновали религиозные споры и сотрясали конфликты с восточной соседкой, Россией, но все эти проблемы бледнеют на фоне той катастрофы, которая разразилась в XVII в. Казацко - крестьянская война  1648- 1651 гг. и война Речи Посполитой с Московским государством в 1654 – 1667 гг. стали настоящим «кровавым потопом», прокатившимся по нашим землям. Страшными потерями для Беларуси обернулась и Северная война 1700 – 1721, основными противниками в которой были, вообще то, Россия и Швеция. Попутно в ВКЛ усилилась феодальная анархия, обострились сословные и конфессиональные противоречия. Всё это наложило тяжёлый отпечаток на развитие отечественной культуры.