Истоки восточнославянского культурного единства

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА12:  ИСТОКИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЕДИНСТВА

1.  Своеобразие культурно-исторического развития восточных славян.

2.  Культура славян-язычников.

3.  Крещение Руси и его культурно-историческое значение.

4.  Культура Древней Руси в конце X–XIII в.

1. Культурно-историческое развитие восточных славян (русских, украинцев, белорусов) шло своеобразным путем, во многом отличном от западноевропейского (и даже западнославянского). Достаточно сказать, что на востоке Европы и в XX в. не завершился переход от традиционного общества к обществу современному; индивидуализм, прагматизм, рационализм все еще не приобрели значение общепринятых культурных установок.

Размышляя над этим фактом, некоторые авторы сделали вывод о существовании у нас особой цивилизации – восточнославянской, русской, евразийской. На западе, например, к такой точке зрения склонялись О. Шпенглер и А. Тойнби. В России одним из первых эту тему стал разрабатывать П. Чаадаев (1794–1856) в своих «Философических письмах». Оспаривая пессимистический взгляд Чаадаева на русскую самобытность, в ее защиту высказывались славянофилы (А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков...). Их линию в XIX в. продолжили Н. Данилевский («Россия и Европа») и К. Леонтьев («Византизм и славянство»), а в XX в. – группа «евразийцев», сформировавшаяся в послереволюционной эмиграции (Н. Трубецкой, П. Савицкий, П. Сувчинский...). «Последним евразийцем» называют жившего в СССР историка и географа Л. Гумилева (1912–1992), автора книг «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России» и т.д.

Даже если мы сами будем считать свою культуру частью общеевропейской, нам слишком часто придется замечать, что многие французы, немцы, англичане смотрят на нее с недоумением и подозрением. И дело не только в разнице языковых групп, хотя и это немаловажный фактор! И не только лишь память о «совке» и «железном занавесе» XX в., тяготеет над нами! Объясняя восточнославянскую культурную специфику, мы должны назвать целый ряд ее причин и условий.

Во-первых, Античность не есть родное прошлое восточных славян. В то же время образованные западноевропейцы мыслят себя прямыми наследниками культуры Древней Греции и Древнего Рима. По большому счету это их миф – но миф влиятельный.

Во-вторых, восточнославянская культура, особенно культура русских, вслед за ними украинцев, испытала значительные азиатские влияния. Сказалась жизнь в огромном, многоплеменном государстве, которое своими границами непосредственно касалось Турции, Ирана, Афганистана и Китая. Правда, можно вспомнить, что многие европейцы участвовали в колониальных захватах на иных континентах. Но им гораздо лучше, чем нам, удавалась роль «касты господ», надменно и отчужденно взирающей на культуру покоренных «полудетей, а может быть, чертей» (по словам Р. Киплинга).

В-третьих, культурное развитие восточных славян осуществлялось в экстремальных природно-климатических условиях. Нашим народам слишком часто, гораздо чаще, чем западным соседям, приходилось вести «битву за урожай» и «начинать с нуля» жизнь, разрушенную войной. Мы всегда должны тратить больше усилий, чтобы поддерживать элементарный уровень благосостояния. С этим связан и факт относительно долгого сохранения в Восточной Европе навыков общинной жизни. На этом же основано и удивлявшее западных наблюдателей государственное долготерпение восточных славян.

В-четвертых, на историю и культуру наших народов наибольшее влияние оказало восточное христианство, православие. От него во многом отличалось католичество, распространившееся на Западе. Инерция православного воспитания обнаруживается до сих пор даже в жизни тех  наших соотечественников, кто считает себя убежденными атеистами.

Следует заметить, что перечисленные нами факторы, безусловно, по-разному действовали в истории трех восточнославянских народов. Так, Беларусь не испытала татаро-монгольского ига, которое в случае с русскими содействовало ориентализации их культуры. Позиции Православной Церкви в Беларуси в XIV–XVIII вв. оказались серьезно подорваны наступлением католичества, Реформации и униатства. И все же в главном русская и белорусская культуры больше сходятся, чем различаются.

2. Откуда и когда пришли славяне в Восточную Европу – об этом до сих пор спорят историки. Достоверно проживание славян в этом регионе прослеживается с середины I тыс. н.э. Нам известно около 15 восточнославянских племен (или племенных союзов?): словене, поляне, древляне, северяне, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи… Из них последние три расселились на территории современной Беларуси. Славяне сталкивались и частично смешивались с другими народами Восточной Европы: балтскими, финно-угорскими, тюркскими, иранскими, германскими. Разворачивались сложные процессы аккультурации – взаимодействия культур.

Похожие материалы

Информация о работе