Брестская уния и её политическое и культурное значение, страница 4

Характерно, что даже канцлер Лев Сапега, сам ренегат православия, пытался урезонить «душехвата», униатского епископа И. Кунцевича, не без основания полагая, что подобные зверства будут иметь только обратный результат. Но тщетно. В 1623 г. в Витебске вспыхнуло восстание, в ходе которого Иосафат Кунцевич был убит. Витебчане были жестоко наказаны: 75 человек осуждены на смертную казнь, город лишен самоуправления, городская ратуша обращена в кабак, Пречистенская соборная церковь снесена, и на ее месте сооружен за счет города униатский костел. Впоследствии римская курия причислила изувера И. Кунцевича к лику святых католической церкви. Вот о чем зачастую умалчивают комментаторы событий унии. Ведь цивилизацию нельзя сменить, как можно сменить русский кафтан на немецкий камзол. Цивилизация погружена в заповедные глубины, в тайники человеческой души. Она отнюдь не сводится к обряду, набору внешних проявлений, технике и материальному комфорту, национально осознаваемой части духовной жизни. Большая ее часть, как подводная часть айсберга, скрывается в подсознании, как теперь принято говорить, в ментальности, которая формируется и существует, не проходя через сознание. Она остается на уровне подсознания. Именно поэтому современная наука отказалась от дерзких поползновений рационально объяснить все тайны человеческой души, от высокомерного третирования религии — хранительницы иррационального духовного света, определяющего истинное лицо цивилизации.

Борьба за православие в Западной Руси была не только религиозной оболочкой социальной и национально-освободительной борьбы, что всегда отмечала советская наука, но и борьбой за духовное выживание народа. Народ это чувствовал инстинктивно. Вот почему борьба приобрела столь упорный, ожесточенный характер. Результатом ее была победа. Пусть ценою страшных потерь, по сути утраты просвещенной социальной верхушки, но белорусский народ сумел отстоять себя, остался самим собой — частью восточно-христианской цивилизации.

«Адраджэнцы», независимо от того, насколько сами они сознают это, объективно стремятся не к возрождению национальных традиций белорусов, а к духовному ренегатству, традициям Берестейского собора и унии. Недаром отцы-основатели и большинство активистов национал-радикальных движений в Беларуси — потомки выходцев из денационализированной католической шляхты. Эти люди по-шулерски подменяют понятия, пытаются подсунуть кукушечье яйцо в наше гнездо. Они наивно полагают, что, перекрасившись в чужую веру, можно уподобиться людям западной цивилизации. Тщетные потуги. Когда-то конокрады-цыгане, чтобы повыгоднее сбыть краденую клячу, подпаивали, надували и перекрашивали ее под чистопородную лошадь. Но воздух выходил, краска облазила, и попавшийся на удочку простак оставался при своей жалкой покупке...

Единая европейская цивилизация — миф. Речь не идет о том, какая цивилизация, западная или восточная, лучше. Здесь не существует единого оценочного критерия. У каждой из них есть свои сильные стороны и свои слабости. Они взаимодополняющие и должны учиться друг у друга. Но они разные, а потому не могут перевоплощаться друг в друга. Они развиваются — каждая на своих собственных корнях, за каждой стоит тысячелетняя история. Это объективный процесс, не подвластный человеческому произволу. Он, как говорится, — в руце Божией.

Беларусь — страна православной цивилизации. Только в таком качестве она может сохранить себя на ветрах истории. Этот факт не зависит от личного отношения каждого гражданина к религии как таковой. Можно быть атеистом, агностиком, деистом и т. д. Отношение к религии не мешает объективной цивилизационной принадлежности, в которой только и возможно культурное самоопределение.

Цивилизацию нельзя заимствовать, но можно убить, физически уничтожив ее носителей или духовно — убив их души. История знает попытки и того, и другого. С сильными устоявшимися цивилизациями сделать это еще не удавалось никому, хотя жертвы были ужасны. Так что будем бдительны.