Брестская уния и её политическое и культурное значение, страница 3

В XVI в. католическая церковь, глубоко погрязшая в духовном и материальном разврате, сама находилась в глубоком кризисе. Реформация отняла у нее половину Европы. В странах, оставшихся католическими, — Франции, Испании, Австрии — формировались мощные абсолютистские режимы, отнюдь не склонные щедро делиться богатствами своей казны со Святым престолом в Риме. В этих условиях Польша с ее феодальной анархией, позволявшей католическим прелатам бесконтрольно распоряжаться в стране, превратилась в «излюбленную дщерь» римской курии. Через обращение в католицизм православных подданных Польши Рим мечтал распространить «истинную веру» до «стен Китая», взять реванш за Реформацию. Тайный заговор, интриги, подкуп, угрозы, откровенная ложь, лесть и заискивание, поощрение любых пороков — все было пущено в ход, чтобы найти предателей среди высшего духовенства православной церкви Западной Руси. И такие иуды, подобные епископам Ипатию Потею и Кириллу Терлецкому, сыскались.

В ноябре 1595 г. И. Потей и К. Терлецкий «с ведома и соизволения» короля Сигизмунда III прибыли в Рим, облобызали папскую туфлю и фактически отреклись от православия. Папа Климент VIII торжественно объявил, что он «принимает все духовенство и весь русский народ, живущий во владениях польского короля, в лоно католической церкви и соединяется с ней в одно тело». Была выбита медаль с изображением с одной стороны папы, а с другой — коленопреклоненных перед ним русских епископов с латинской надписью «На восприятие русских».

Теперь оставалось закрепить предательство соборным постановлением. Однако общественное возмущение среди православного народа было столь велико, что большая часть церковной верхушки, ранее склоненная к унии, устрашилась и пошла на попятный. Тайно перенесли открытие собора с 8 на 6 октября, чтобы несогласные не успели собраться. Но все было тщетно — большинства не получалось. Тогда несогласных просто разогнали силой, объявив правомочными только решения горстки ренегатов. Королевским указом было объявлено, что отныне в Речи Посполитой существуют только католическая и униатская церкви.

Впоследствии, в 1618 г., после того как на Украине начались массовые волнения, существование православной церкви Речи Посполитой пришлось признать. Однако жестокие гонения, перед которыми бледнело все, что было раньше, продолжались и уже никогда не прекращались. В Беларуси, в конце концов, была оставлена одна примыкавшая к русской границе Могилевская православная епархия, но и на ее территории правили бал иезуиты. Об этом свидетельствуют архитектурные памятники пограничного Мстиславля — исторической столицы Могилевской земли, где испокон веку не было ни одного католического селения.

Первоначально Рим предполагал распространить унию на всю Русь. За выполнение этого плана взялся самозванец из Московской Руси Лжедмитрий I. Он тайно перешел в католицизм и в обмен на помощь в завоевании московского престола обязался ввести унию в России. Однако, убедившись в абсолютной невозможности этого, отступился. Провал интервенции в Россию в начале XVII в. заставил инициаторов унии сосредоточить все усилия на Западной Руси. Было решено огнем и мечом утвердить здесь унию, чтобы навеки разделить братские восточнославянские народы, подобно тому, как это во многом удалось сделать в отношении западных и южных славян.

Речь шла, по существу, об уничтожении православной цивилизации в Речи Посполитой. Объективно это означало духовное убийство украинцев и белорусов. Запрещалось совершать церковные обряды по православному канону, крестить детей, венчать новобрачных, отпевать покойников. Дело доходило до осквернения захоронений, истязаний и убийства священников. Эти факты широко документированы.