Брестская уния и её политическое и культурное значение, страница 2

Перечень таких научных проблем и обоснование вариантов их решения можно продолжить. Все это достаточно обстоятельно отражено в многочисленной исторической литературе. Однако обращает на себя внимание следующий факт: инициаторы споров из числа так называемых национал-радикалов, «адраджэнцау», как они сами предпочитают себя называть, постоянно стремятся свести проблему лишь к истории межконфессиональных отношений, трактовать ее с позиций узкоцерковной истории. Внутриполитический аспект проблемы видится ими лишь в русле отношений церкви и светских властей, церкви и культуры, а внешнеполитический — как «проявление агрессивных замыслов Москвы против Беларуси». При этом замалчиваются исконное, с X в., конфессиональное и этнокультурное единство восточных славян и очевидная католическая экспансия на славянские земли.

На деле эта проблема гораздо шире и глубже. Она носит для белорусской истории судьбоносный, цивилизационный, геополитический характер. На протяжении столетий решается вопрос о том, быть ли Беларуси самой собой. Или перестать быть, стать чем-то иным, сохранив лишь имя, как опустевшую оболочку. Впрочем, и на имя покушались и покушаются, предлагая сегодня переименоваться в «литвинов», «кривов» или еще как-нибудь, лишь бы избавиться от ненавистного для таких прожектеров корня «рус», объединяющего белорусов с другими восточными славянами.

Речь идет о том, чтобы, отвлекая внимание специалистов и общественности разными второ- и третьестепенными частностями, исподтишка похитить у народа его живую душу. Подменить ее, подобно тому, как подсовывает кукушка свое яйцо в гнездо певчей птахи, чтобы вскормленный обманутыми хозяевами гнезда кукушонок затем выбросил наземь их потомство и продлился род кукушечий. Недаром в свое время народ окрестил «душехватом» лютого ренегата, униатского епископа Иосафата Кунцевича, убитого в 1623 г. восставшими витебчанами и возведенного впоследствии римской курией в ранг католического святого.

Вот что следует уяснить с полной определенностью. И неважно, насколько субъективно осознают это отдельно взятые современные душехваты. Иным, может быть, кажется, что они радеют на благо народа, но давно сказано — благими намерениями вымощен путь в ад. Идеологи же, вдохновители этой кампании, прекрасно знают, чего хотят. Им выгодно скрывать эти далеко идущие цели не только от народа и оппонентов, но и от своих ослепленных фанатизмом последователей.

Сама же историческая суть проблемы Брестской религиозной унии сводится к следующему. Вспомним, что современные европейские нации, государства, цивилизации, культуры при всех нюансах в различении этих понятий общепринято определять как христианские. В справедливости этого определения не усомнится ни один серьезный специалист, независимо от своего личного отношения к религии и церкви. Действительно, именно христианство создало из раздираемых родовой враждой племен варварской периферии Римской империи поныне существующие народы-этносы, явилось духовной основой европейской культуры, цивилизации и государственности. Но христианство никогда не было единым, как не была внутренне единой сама Римская империя, в лоне которой оно возникло, сформировалось и возвысилось до положения государственной религии.

В XVI в. была предпринята попытка изнутри взорвать православие и окончательно поставить православную церковь Речи Посполитой вне закона. Пробил час Брестской унии. Она замышлялась как финал двухвековой трагедии.